Учимся работать по новым стандартам. Универсальные учебные действия.

Издательство «Учитель» начинает выпуск новой серии «Учимся работать по новым стандартам. УНИВЕРСАЛЬНЫЕ УЧЕБНЫЕ ДЕЙСТВИЯ». Пособия этой серии позволят учителям познакомиться с практическим опытом формирования личностных, коммуникативных, регулятивных и познавательных учебных умений школьников в различных видах урочной и внеурочной деятельности.

Открывает серию пособие «Формирование у младших школьников общего умения решать задачи. Схемы анализа, рекомендации, фрагменты уроков», которое написали специалисты Алтайского краевого ИПКРО: доктор педагогических наук, профессор Калашникова Н.Г. и старший преподаватель кафедры педагогики профессионального образования Блинова Т.Г.

Методика формирования у младших школьников общего умения решать задачи, разработанная авторами, прошла апробацию в школах Алтайского края и получила высокую оценку учителей начальной школы.

С термином «задача» человек постоянно встречается в быту, в профессиональной деятельности. Каждому из нас приходится сталкиваться и решать те или иные проблемы, которые мы называем задачами. Но, видимо, понятия «проблема» и «задача» различаются. Процесс выявления проблем, перевод их в задачи издавна изучается издавна.

Как описывает различение и взаимосвязь этих понятий Фридман Л.М.: «Если человек на пути осуществления цели своей деятельности встречает какую-то преграду (затруднение), то говорят, что он попал в проблемную ситуацию.

Проблемная ситуация – это не просто затруднение, преграда в деятельности человека, а осознанное им затруднение, способ устранения которого он желает найти. Ведь некоторые люди, встретившись с затруднением, просто отказываются от намеченной цели и тем самым «обходят» это затруднение.

Когда человек упорно ищет способ разрешения проблемной ситуации, то он как бы «раздваивается»: наряду с физическим человеком, который находится в центре проблемной ситуации, возникает «мыслящий человек», который начинает анализировать эту ситуацию: «Какой была моя цель? Почему я не смог её осуществить? В чем состоит возникшая преграда? И т.д.» В результате такого анализа он создает описание проблемной ситуации – знаковую модель проблемной ситуации – это и есть задача».

«Главное отличие задачи от проблемной ситуации состоит в том, что ситуации нельзя передать другому человеку, а задачу можно передать другому, изменять, переделывать и даже придумывать»

Задачи могут быть разные: государственного уровня (модернизация российского образования, сохранение и укрепление здоровья нации и т.п.), задачи определенных групп людей (развитие личности младшего школьника, сооружение зданий, разработка программы и др.), задачи отдельных личностей (получение профессии, повышение профессионального уровня, подготовка к экзамену и др.). Большинство школьных задач – это задачи, адаптированные к нуждам обучения, но за каждой такой задачей стоит, в конечном счете, какая-то реальная ситуация.

Л. М. Фридман утверждает: «Жить – это значит решать задачи». Почему же наши школьники (и не только школьники), прорешав за годы учения сотни разных задач, так и не умеют решать самостоятельно сложные задачи, пугаются нестандартных задач, не могут принимать решения в ситуациях жизненных затруднений?

А Вы довольны тем, как умеют решать задачи Ваши воспитанники?

Ознакомление с предложенной методикой позволит Вам «увидеть» общий подход к процессу формирования деятельности, действий и операций и оценить результативность собственной практики.

Подробные методические рекомендации отвечают на актуальные вопросы ежедневной учебной деятельности:

  • Что значит «формировать у школьников умение решать задачи»?
  • ­Из каких этапов строится процесс формирования деятельности, действий и операций? ­
  • Какова роль и задачи учителя на каждом этапе? ­
  • Как организовать освоение приемов работы над задачей?

Примерные варианты фрагментов уроков по организации деятельности школьников на каждом из этапов содержат подробные схемы (модели), упражнения для отработки формируемых умений и уникальные материалы для методической рефлексии, которые помогут учителю выявить свои достижения и проблемы в этой области, получить рекомендации по преодолению имеющихся проблем.

Приведенные в пособии задания для учащихся могут быть использованы при организации уроков математики, русского языка, окружающего мира, что позволит обеспечить формирование общего видения задачи и подходов к её решению.

Спрашивайте в магазинах, заказывайте у нас на сайте – в продаже с марта 2011 г.


11.02.2011


Голубева Ирина Анатоьльевна, 13.02.2011 11:19:36
Это серия будет своевременна и актуальна ни сегодняшнем этапе, внедрения новых образовательных стандартов. И помошь специалистов будет хорошим подспорьем для учителей при подготовке к урокам.
Разинкина Любовь Ивановна 24.02.2011, 13.46, 24.02.2011 11:49:25
очень заинтересовала серия этих изданий, постараюсь заказать и применять, сделать освоение новых стандартов образования качественным - основная задача учителя в современной школе.
Бердник Наталья Ивановна, 27.02.2011 12:00:17
Я заинтересовалась этой методикой, хотелось бы приобрести.
Рафис Фахразывич Валиев 27.01.2011, 27.02.2011 13:43:17
Я заинтересовался этой методикой через год у меня будет 1 класс
Светлана Швец, 27.02.2011 20:40:17
Эта методика мне очень нужна, так как 1 сентября я набираю 1 класс
Светлана Кривошеенко, 28.02.2011 04:37:08
Методика очень нужна. С 01 сентября наши первоклассники пойдут по новым стандартам, а еще наша школа учавствует в эксперименте по введению новых стандартов на параллели 5-х классов.
Гость, 28.02.2011 08:29:26
Методика заинтересовала. Думаю, что поможет многим учителям, набирающим в следующем учебном году первый класс. С удовольствием приобретем в школу.
Инна Муратова, 19.05.2011 09:00:23
Эта методика очень заинтересовала, т.к. сама скоро набираю 1 класс и в этом году моя дочка идет в 1 класс. Также порекомендую своим коллегам. С удовольствием приобретем в нашу школу.
Гость, 21.07.2011 22:47:30
Как прописать в планировании универсальные учебные действия