Учимся работать по новым стандартам. Универсальные учебные действия.
Издательство «Учитель» начинает выпуск новой серии «Учимся работать по новым стандартам. УНИВЕРСАЛЬНЫЕ УЧЕБНЫЕ ДЕЙСТВИЯ». Пособия этой серии позволят учителям познакомиться с практическим опытом формирования личностных, коммуникативных, регулятивных и познавательных учебных умений школьников в различных видах урочной и внеурочной деятельности.
Открывает серию пособие «Формирование у младших школьников общего умения решать задачи. Схемы анализа, рекомендации, фрагменты уроков», которое написали специалисты Алтайского краевого ИПКРО: доктор педагогических наук, профессор Калашникова Н.Г. и старший преподаватель кафедры педагогики профессионального образования Блинова Т.Г.
Методика формирования у младших школьников общего умения решать задачи, разработанная авторами, прошла апробацию в школах Алтайского края и получила высокую оценку учителей начальной школы.
С термином «задача» человек постоянно встречается в быту, в профессиональной деятельности. Каждому из нас приходится сталкиваться и решать те или иные проблемы, которые мы называем задачами. Но, видимо, понятия «проблема» и «задача» различаются. Процесс выявления проблем, перевод их в задачи издавна изучается издавна.
Как описывает различение и взаимосвязь этих понятий Фридман Л.М.: «Если человек на пути осуществления цели своей деятельности встречает какую-то преграду (затруднение), то говорят, что он попал в проблемную ситуацию.
Проблемная ситуация – это не просто затруднение, преграда в деятельности человека, а осознанное им затруднение, способ устранения которого он желает найти. Ведь некоторые люди, встретившись с затруднением, просто отказываются от намеченной цели и тем самым «обходят» это затруднение.
Когда человек упорно ищет способ разрешения проблемной ситуации, то он как бы «раздваивается»: наряду с физическим человеком, который находится в центре проблемной ситуации, возникает «мыслящий человек», который начинает анализировать эту ситуацию: «Какой была моя цель? Почему я не смог её осуществить? В чем состоит возникшая преграда? И т.д.» В результате такого анализа он создает описание проблемной ситуации – знаковую модель проблемной ситуации – это и есть задача».
«Главное отличие задачи от проблемной ситуации состоит в том, что ситуации нельзя передать другому человеку, а задачу можно передать другому, изменять, переделывать и даже придумывать»
Задачи могут быть разные: государственного уровня (модернизация российского образования, сохранение и укрепление здоровья нации и т.п.), задачи определенных групп людей (развитие личности младшего школьника, сооружение зданий, разработка программы и др.), задачи отдельных личностей (получение профессии, повышение профессионального уровня, подготовка к экзамену и др.). Большинство школьных задач – это задачи, адаптированные к нуждам обучения, но за каждой такой задачей стоит, в конечном счете, какая-то реальная ситуация.
Л. М. Фридман утверждает: «Жить – это значит решать задачи». Почему же наши школьники (и не только школьники), прорешав за годы учения сотни разных задач, так и не умеют решать самостоятельно сложные задачи, пугаются нестандартных задач, не могут принимать решения в ситуациях жизненных затруднений?
А Вы довольны тем, как умеют решать задачи Ваши воспитанники?
Ознакомление с предложенной методикой позволит Вам «увидеть» общий подход к процессу формирования деятельности, действий и операций и оценить результативность собственной практики.
Подробные методические рекомендации отвечают на актуальные вопросы ежедневной учебной деятельности:
- Что значит «формировать у школьников умение решать задачи»?
- Из каких этапов строится процесс формирования деятельности, действий и операций?
- Какова роль и задачи учителя на каждом этапе?
- Как организовать освоение приемов работы над задачей?
Примерные варианты фрагментов уроков по организации деятельности школьников на каждом из этапов содержат подробные схемы (модели), упражнения для отработки формируемых умений и уникальные материалы для методической рефлексии, которые помогут учителю выявить свои достижения и проблемы в этой области, получить рекомендации по преодолению имеющихся проблем.
Приведенные в пособии задания для учащихся могут быть использованы при организации уроков математики, русского языка, окружающего мира, что позволит обеспечить формирование общего видения задачи и подходов к её решению.
Спрашивайте в магазинах, заказывайте у нас на сайте – в продаже с марта 2011 г.