В вашем браузере отключен JavaScript. Из-за этого многие элементы сайта не будут работать. Как включить JavaScript?

Учимся работать по новым стандартам. Универсальные учебные действия.

Издательство «Учитель» начинает выпуск новой серии «Учимся работать по новым стандартам. УНИВЕРСАЛЬНЫЕ УЧЕБНЫЕ ДЕЙСТВИЯ». Пособия этой серии позволят учителям познакомиться с практическим опытом формирования личностных, коммуникативных, регулятивных и познавательных учебных умений школьников в различных видах урочной и внеурочной деятельности.

Открывает серию пособие «Формирование у младших школьников общего умения решать задачи. Схемы анализа, рекомендации, фрагменты уроков», которое написали специалисты Алтайского краевого ИПКРО: доктор педагогических наук, профессор Калашникова Н.Г. и старший преподаватель кафедры педагогики профессионального образования Блинова Т.Г.

Методика формирования у младших школьников общего умения решать задачи, разработанная авторами, прошла апробацию в школах Алтайского края и получила высокую оценку учителей начальной школы.

С термином «задача» человек постоянно встречается в быту, в профессиональной деятельности. Каждому из нас приходится сталкиваться и решать те или иные проблемы, которые мы называем задачами. Но, видимо, понятия «проблема» и «задача» различаются. Процесс выявления проблем, перевод их в задачи издавна изучается издавна.

Как описывает различение и взаимосвязь этих понятий Фридман Л.М.: «Если человек на пути осуществления цели своей деятельности встречает какую-то преграду (затруднение), то говорят, что он попал в проблемную ситуацию.

Проблемная ситуация – это не просто затруднение, преграда в деятельности человека, а осознанное им затруднение, способ устранения которого он желает найти. Ведь некоторые люди, встретившись с затруднением, просто отказываются от намеченной цели и тем самым «обходят» это затруднение.

Когда человек упорно ищет способ разрешения проблемной ситуации, то он как бы «раздваивается»: наряду с физическим человеком, который находится в центре проблемной ситуации, возникает «мыслящий человек», который начинает анализировать эту ситуацию: «Какой была моя цель? Почему я не смог её осуществить? В чем состоит возникшая преграда? И т.д.» В результате такого анализа он создает описание проблемной ситуации – знаковую модель проблемной ситуации – это и есть задача».

«Главное отличие задачи от проблемной ситуации состоит в том, что ситуации нельзя передать другому человеку, а задачу можно передать другому, изменять, переделывать и даже придумывать»

Задачи могут быть разные: государственного уровня (модернизация российского образования, сохранение и укрепление здоровья нации и т.п.), задачи определенных групп людей (развитие личности младшего школьника, сооружение зданий, разработка программы и др.), задачи отдельных личностей (получение профессии, повышение профессионального уровня, подготовка к экзамену и др.). Большинство школьных задач – это задачи, адаптированные к нуждам обучения, но за каждой такой задачей стоит, в конечном счете, какая-то реальная ситуация.

Л. М. Фридман утверждает: «Жить – это значит решать задачи». Почему же наши школьники (и не только школьники), прорешав за годы учения сотни разных задач, так и не умеют решать самостоятельно сложные задачи, пугаются нестандартных задач, не могут принимать решения в ситуациях жизненных затруднений?

А Вы довольны тем, как умеют решать задачи Ваши воспитанники?

Ознакомление с предложенной методикой позволит Вам «увидеть» общий подход к процессу формирования деятельности, действий и операций и оценить результативность собственной практики.

Подробные методические рекомендации отвечают на актуальные вопросы ежедневной учебной деятельности:

  • Что значит «формировать у школьников умение решать задачи»?
  • ­Из каких этапов строится процесс формирования деятельности, действий и операций? ­
  • Какова роль и задачи учителя на каждом этапе? ­
  • Как организовать освоение приемов работы над задачей?

Примерные варианты фрагментов уроков по организации деятельности школьников на каждом из этапов содержат подробные схемы (модели), упражнения для отработки формируемых умений и уникальные материалы для методической рефлексии, которые помогут учителю выявить свои достижения и проблемы в этой области, получить рекомендации по преодолению имеющихся проблем.

Приведенные в пособии задания для учащихся могут быть использованы при организации уроков математики, русского языка, окружающего мира, что позволит обеспечить формирование общего видения задачи и подходов к её решению.

Спрашивайте в магазинах, заказывайте у нас на сайте – в продаже с марта 2011 г.


11.02.2011


Голубева Ирина Анатоьльевна, 13.02.2011 11:19:36
Это серия будет своевременна и  актуальна ни сегодняшнем этапе, внедрения новых образовательных стандартов. И помошь специалистов будет хорошим подспорьем для учителей при подготовке к урокам.
Разинкина Любовь Ивановна 24.02.2011, 13.46, 24.02.2011 11:49:25
очень заинтересовала серия этих изданий, постараюсь заказать и применять, сделать освоение новых стандартов образования качественным - основная задача учителя в современной школе.
Бердник Наталья Ивановна, 27.02.2011 12:00:17
Я заинтересовалась этой методикой, хотелось  бы приобрести.
Рафис Фахразывич Валиев 27.01.2011, 27.02.2011 13:43:17
Я заинтересовался этой методикой через год у меня будет 1 класс
Светлана Швец, 27.02.2011 20:40:17
Эта методика мне очень нужна, так как 1 сентября я набираю 1 класс
Светлана Кривошеенко, 28.02.2011 04:37:08
Методика очень нужна. С 01 сентября наши первоклассники пойдут по новым стандартам, а еще наша школа учавствует в эксперименте по введению новых стандартов на параллели 5-х классов.
Гость, 28.02.2011 08:29:26
Методика заинтересовала. Думаю, что поможет многим учителям, набирающим в следующем учебном году первый класс. С удовольствием приобретем в школу.
Инна Муратова, 19.05.2011 09:00:23
Эта методика очень заинтересовала, т.к. сама скоро набираю 1 класс и в этом году моя дочка идет в 1 класс. Также порекомендую своим коллегам. С удовольствием приобретем в нашу школу.
Гость, 21.07.2011 22:47:30
Как прописать в планировании универсальные учебные действия
Задать вопрос