Урок в развивающем обучении. Дусавицкий А. К., Кондратюк Е. М., Толмачева И. Н., Шилкунова З. И.

В настоящее время в начальной школе существует несколько параллельных образовательных систем. Одной из них является система развивающего обучения Д. Б. Эльконина – В. В. Давыдова. Особый интерес в современном мире к данной системе связан, прежде всего, с тем, что она практически полностью отвечает Концепции модернизации российского образования, принятой Правительством РФ, основной целью которой является формирование у подрастающего поколения таких качеств, как инициатива, самостоятельность и ответственность, способных в новых социально-экономических условиях мобильно реализовывать свои возможности. Именно школа развивающего обучения Эльконина – Давыдова уже в младшем школьном возрасте формирует у ребенка новый тип мышления –теоретический, позволяющий исследовать и понять сложность мира, ориентироваться в нестандартных ситуациях, строить жизнь без подсказки; воспитывает интерес к познанию, к поиску новых источников информации; способствует проявлению таких личностных качеств, как способность к сотрудничеству в коллективной учебной деятельности и за ее пределами, самостоятельность в достижении цели, ответственность за результаты; развивает желание и умение учиться, которые обеспечивают развитие личности в подростковом и юношеском возрасте, решение задач профессионального и жизненного самоопределения.

Поэтому учителя, работающие по системе Д. Б. Эльконина – В. В. Давыдова, уже давно ждали выхода в свет данной книги, посвященной педагогическому анализу урока, являющегося основным компонентом развивающего обучения. В пособии педагоги найдут ответы на многие интересующие их вопросы: в чем заключается принципиальное отличие урока развивающего обучения от урока в любой другой системе обучения, какой тип урока лучше выбрать для реализации разных учебных целей и при различной подготовке учащихся, как меняются подходы к организации урока по мере взросления детей, как наладить сотрудничество учителя с детьми и др. По каждому типу урока приведены разработки для 1–5-х классов, сопровождаемые подробными методическими комментариями. Особое внимание уделено формированию учебного взаимодействия и учебных действий в каждом из классов. Фактический материал пособия строится на двух основных учебных предметах – математике и русском языке. Изучив принципы организации учебной деятельности на примере этих предметов, учитель перенесет свои знания и на другие учебные предметы.

Книга состоит из трех глав. В первой подробно рассказано о месте урока в системе развивающего обучения: раскрыты отличительные признаки урока, его временная и пространственная организация, условия подготовки и проведения.

Вторая глава посвящена раскрытию особенностей организации урока в каждом классе: с 1-го до 5-го. Предлагаются разные варианты уроков, их конспекты сопровождаются подробными методическими комментариями. При этом каждый из параграфов второй главы пособия посвящен тем аспектам педагогической деятельности, которые на определенном этапе обеспечивают эффективность развивающего обучения.

В третьей главе рассматриваются типичные ошибки учителей развивающего обучения, начинающих осваивать новую для них систему.

Данное методическое пособие будет полезно всем педагогам: как тем, кто только осваивает систему развивающего обучения, так и давно работающим по ней, т. к. в основе пособия лежит многолетний опыт его авторов по организации педагогической деятельности в системе развивающего обучения, а также обобщение опыта подготовки педагогов России, Украины, Белоруссии в Центре психологии и методики развивающего обучения г. Харькова.


02.02.2011


Гость, 28.07.2011 13:33:22
Замечательное пособие. Оправдало все мои надежды. Работаю в системе развивающего обучения два года и считаю это пособие одним из самых нужных для учителя. Настольная книга )