В вашем браузере отключен JavaScript. Из-за этого многие элементы сайта не будут работать. Как включить JavaScript?

Уроки химии – ключ к воспитанию успешного человека [химия]

«Формируя ОУУН, школа готовит человека, умеющего учиться, тогда как, формируя ключевые компетенции, готовит человека, умеющего жить».

И. С. Сергеев

Компетенция – готовность человека к мобилизации знаний, умений и внешних ресурсов для эффективной деятельности в конкретной жизненной ситуации. Ключевыми называют компетенции, которые являются универсальными, применимыми в различных жизненных ситуациях. Это своего рода ключ к успешности. ЕГЭ – средство проверки и оценки приобретенных за годы учебы в школе знаний.

Каждый из нас в определенный жизненный момент сталкивается с ситуацией выбора или самоопределения. В школьной среде готовность учащихся к конкретной жизненной ситуации складывается из готовности работы с информацией, к общению со сверстниками, другими людьми, к сотрудничеству. Эти способности и умения, позволяющие человеку понимать и достигать результатов в личной и профессиональной жизни в условиях современного общества, можно формировать в процессе обучения.

По мнению опытных педагогов, деятельность учащихся на уроках наиболее эффективна, если есть интерес (мотивация) у детей. Как сделать урок интересным и захватывающим? Решение проблемных ситуаций способствует развитию навыков исследовательской деятельности, приобретению учащимися навыков самостоятельного поиска ответов на поставленные вопросы, самостоятельное решение проблемных ситуаций, умений анализировать факты, обобщать и делать логические выводы.

Как заинтересовать ученика на уроке? Начните учебное занятие с загадки, тайны:

1. «Загадка царя Соломона». Разгадайте тайнопись царя Соломона (Качественные реакции на соединения железа. 9 класс);

2. «Тайна яхты «Зов моря»». Коррозия металлов – 9, 11 классы. Разгадайте тайну гибели дорогой яхты миллионера;

3. Разгадайте химическую ошибку А. Конан-Дойля при описании собаки Баскервилей из одноимённого произведения. «Фосфор» – 9 класс.

Предложите ученикам рассмотреть проблемную ситуацию, задайте в начале урока проблемный вопрос:

1. «Глюкоза» – 10 класс. Почему хлеб, если его долго жевать, приобретает сладкий вкус? Почему глаженое бельё дольше не пачкается?

2. «Амфотерность аминокислот» – 10 класс. «Из биологии вам знакомо животное хамелеон. Есть ли в химии нечто подобное?

3. «Спирты» –10 класс. Как получить резиновые калоши из спирта?

Пробудите интерес у учащихся к урокам химии необычными противоречивыми фактами:

1. «Двойственное положение водорода в ПСХЭ» – 11 класс. Почему водород занимает в таблице Д. И. Менделеева два места: среди типичных металлов и среди типичных неметаллов?

Мотивация позволяет акцентировать внимание детей к изучаемой теме, заинтересовать их.

План учебного занятия:

1. Подготовка к восприятию проблемы. Актуализация знаний.

Постановка проблемной ситуации выполняет две задачи: усиливает интерес школьников к учебному содержанию и актуализирует мышление школьников.

2. Создание проблемной ситуации. Постановка учебных целей.

Это самый ответственный и сложный этап проблемного обучения, который характеризуется тем, что учащийся не может выполнить задачу, поставленную перед ним учителем, только с помощью имеющихся у него знаний и должен дополнить их новыми. Учащийся должен осознать причину этого затруднения, но для этого проблема должна быть посильной. Класс может быть готов к её решению, но учащиеся должны получить установку к действию. Они примут задание к исполнению, когда будет чётко сформулирована проблема.

3. Построение проекта выхода из проблемной ситуации

а) Формулирование проблемы – это итог возникшей проблемной ситуации.

Она указывает, на что учащиеся должны направить свои усилия, на какой вопрос искать ответ. Если учащиеся систематически вовлекаются в решение проблем, они могут сформулировать проблему сами.

б) Решение проблемы.

Этап состоит из нескольких ступеней: выдвижения гипотез (возможно использование приёма «мозгового штурма», когда выдвигаются даже самые невероятные гипотезы), их обсуждение и выбор одной, наиболее вероятной, гипотезы.

Формирование компетентностей – сложный, целенаправленный процесс. Основу его составляет умение учителя организовывать самостоятельную познавательную деятельность учащихся и грамотно управлять ею.

в) Доказательство правильности избранного решения, подтверждение его, если возможно, на практике.

Обсудив гипотезы-прогнозы, ребята приступают к самому интересному и самому сложному – эксперименту, где подтверждают или опровергают предложенное выше решение.

4. Первичное закрепление учебного материала.

На первом уроке изучения нового материала предлагается учащимся, как правило, тест, с последующей проверкой.

5. Самостоятельная работа.

Используя принцип полного усвоения знаний, проверочные работы систематически практикуются в особых тетрадях, где дети отрабатывают навыки применения умений решать учебные проблемы разного уровня по открытым текстам. Для этого учитель, заранее вычленив определённые элементы (шаги) в структуре действия, определяет наиболее целесообразную последовательность их изменения и намечает систему упражнений, обеспечивающих уверенное, почти автоматическое выполнение учащимися простых действий, а затем организовывается их выполнение. Задания предлагаются разноуровневые (применение знаний по алгоритму; применение знаний в изменённой ситуации; применение знаний в незнакомой ситуации), носящие прикладной характер.

Во время этого вида деятельности ребёнок может пользоваться помощью учителя, записями лекций, другим справочным материалом.

6. Включение новых знаний в систему знаний и повторение. (Заключительный этап содержательной части учебного занятия)

7. Рефлексия.

Рефлексия учебного занятия, где формировались образовательные компетенции учащихся, необходима. Она позволяет увидеть, как оценивают учащиеся то, чему, каким действиям и обобщённым умениям они научились или учатся. Без этого учебное занятие оказывается вне сферы формирования компетентности.

Рефлексивно-диагностический этап в деятельности учителя

После завершения учебного занятия необходимо узнать, как он пройден, какие результаты достигнуты, насколько эффективным был процесс, что можно считать уже сделанным, а что придётся совершенствовать повторно. Эту работу проводит сам учитель.

Несомненно, грамотное и своевременное формирование ключевых компетенций учащихся обеспечит им успешность в познавательной деятельности на всех этапах дальнейшего образования.


03.11.2010


Гость, 10.02.2011 04:42:51
Спасибо что, Вы есть
олег, 29.12.2012 18:14:44
Да благословит вас Бог и приумножит мудрость в работе
Лариса Голубева, 09.01.2013 09:27:21
Спасибо
С уважением,
Гость, 20.04.2013 12:31:34
спасибо
Задать вопрос