В вашем браузере отключен JavaScript. Из-за этого многие элементы сайта не будут работать. Как включить JavaScript?

Учебно-Методический портал
Уважаемые слушатели и пользователи портала УчМет!
«Издательство «Учитель» и «Международный центр образования и социально-гуманитарных исследований» внесены в перечень
образовательных организаций на Едином федеральном портале дополнительного профессионального образования. Подробнее

Дайджест образовательной прессы (январь 2022)

1 февраля 2022

В этом месяце

1. Профессиональные периодические издания



Образовательная политика

Школам Петербурга рекомендовано отправлять класс на дистант, даже если заболел один ученик

Главный санитарный врач Санкт-Петербурга Наталья Башкетова рекомендовала руководителям образовательных организаций отправлять целый класс на дистанционное обучение на 7 дней, даже если заболел всего один ученик. Об этом сообщила пресс-служба администрации города.

Башкетова также попросила родителей не приводить ребенка в школу и детский сад, если у него появились признаки ОРВИ, или кто-то болеет дома.

Как пояснила вице-губернатор Санкт‑Петербурга Ирина Потехина, вирус сейчас ведет себя по-другому, он очень «быстрый». «Когда инкубационный период был 5-8 дней, у нас было хоть какое-то время для принятия решений. Сейчас 2-3 дня — и может слечь вся семья или целый класс», – сказала она в ходе совещания с руководителями образовательных и дошкольных учреждений об организации работы в условиях роста заболеваемости новым штаммом коронавируса «омикрон». На встрече присутствовали 1,5 тысячи директоров школ, детских садов и колледжей. «На ближайший месяц в образовательных организациях — мобилизация», – отметила вице-губернатор. Она пояснила, что нужно не только не обрушить систему образования, но и спасти семьи, чтобы дети не принесли вирус домой.

По данным пресс-службы, в городе самая благополучная ситуация за всю историю наблюдений была зафиксирована 10 января: 2 класса на дистанте, 85 болеющих педагогов и порядка 400 отсутствующих в школе детей. Для сравнения в декабре 2020 года количество заболевших учителей превышало 2 000 человек. Но как только в Санкт-Петербурге появился новый штамм коронавируса «омикрон», то тут же наметилась отрицательная тенденция и рост числа заболевших: 209 классов находятся на дистанционном обучении, 390 учителей и 1100 школьников заболели. «Это пока не критическая ситуация: 1100 школьников при общем количестве 550 000 человек», – отмечается в сообщении. При этом данная статистика включает в себя все респираторные вирусные инфекции.

На сегодняшний день в системе образования города действуют меры, которые были введены с 1 сентября 2020 года: проверка на входе признаков простуды и недомогания, термометрия, распределенный вход в школу и распределенное начало занятий, дезинфекция поверхностей и проветривание помещений, отсутствие общих внешкольных мероприятий, исключение контактов детей из разных классов.

Напомним, вчера, 18 января, вице-премьер Татьяна Голикова заявила, что в России срок карантина в связи с заражением коронавирусом сократился с 14 до семи дней.

(Астапенкова Т. Школам Петербурга рекомендовано отправлять класс на дистант, даже если заболел один ученик/ Тамара Астапенкова// Учительская газета. – 2022. – 19 января)

 


Дистанционное обучение

Урок на «удалёнке»: полезные советы педагогам от Учителей года России

Школы России массово уходят на дистанционное обучение. По данным Минпросвещения РФ, свыше 6%  учеников переведены на дистант. Всего карантин введен в 165 школах страны. Напомним, сетевое издание «Учительская газета» сообщало о сложной эпидемиологической ситуации в регионах. А это значит, что десятки учителей по всей стране перешли на удаленный формат обучения. Как выстроить грамотно работу на «удаленке»?  Заинтересовать детей и удержать их внимание? Своими секретами делятся победители и лауреаты конкурса «Учитель года России».

Ученик должен быть не просто наблюдателем образовательного процесса, а активным его участником

Уроки могут быть интересны даже в онлайн формате, уверена «Учитель года России»-2021, учительница физики гимназии № 16 города Тюмени Екатерина Костылева. Главный ее секрет – это интерактивные методы работы. Благодаря такому подходу ученик становится не просто сторонним наблюдателем образовательного процесса, а активным его участником. На ее уроках школьники выступают в роли экспертов, проводят учебные эксперименты и выдвигают гипотезы. Главное – ребята учатся работать в сплоченной дружной команде.

– Сейчас мы с легкостью переходим на «удалёнку»,  – признается Екатерина Сергеевна. –  В первый же год было нелегко перестраиваться под новый формат. Многое приходилось изучать в процессе работы, у нас была только доска и обычные презентации. Было сложно заинтересовать и мотивировать ребят, включить в работу. Но постепенно удалось наработать свою методику. Я часто использую на уроках игровые платформы. Для себя я выбрала онлайн сервис Mentimeter. Эта платформа позволяет создавать презентации, в которых можно проводить различные опросы, викторины, изучать новые темы. Ребята регистрируются, заходят на сайт, где могут обмениваться мнениями, ставить лайки к понравившейся картинки.

Большой плюс, что после проведения викторины можно сразу увидеть, как ученики  усвоили пройденный материал, проговорить правильный ответ, разобрать ошибки. Также Екатерина Сергеевна активно использует для дистанционных уроков сервисы Google. Так, с помощью авторских google форм учитель проводит проверочную работу. Ребята отвечают на вопросы, решают задачи. В конце работы они могут записать свой вопрос либо оставить обратную связь.

– Также я пользуюсь Google Презентацией, – делится Екатерина Сергеевна. – Это  такой творческий процесс, в котором участвуют все ребята. Мы делим класс на команды и каждая команда должна дополнить презентацию. В итоге у нас получается интересный совместный проект. Еще мне нравится сайт Canva. Там можно совместно работать над плакатами, готовить брошюры.

Чтобы разнообразить дистанционные занятия, педагог использует игровые элементы.  Такая форма работы делает процесс обучения по-настоящему интересным для школьников. Так, среди учеников она проводит ролевые игры. Например, ребята рассматривают какой-то вопрос из области физики с точки зрения ученых разных эпох. В процессе обсуждения нередко возникают дискуссии. Не менее интересны уроки на экологическую тему. На одном из них школьники решали вопрос: «Какой вид электроэнергии эффективен для определенного региона?»

– Главное – найти в учебном процессе мотивационный элемент, то, что заинтересует ребенка, и через него поддерживать азарт, – уверена Екатерина Костылева – Ведь миссия педагога – быть проводником по пути научного познания, а не просто транслятором информации.

Превратить урок в игру

Сделать онлайн уроки по-настоящему интересными удалось и «Учителю года» – 2019 Ларисе Арачашвили, которая преподает русский язык и литературу в 55-й волгоградской школе «Долина знаний». Главный ее секрет – ученики должны включаться в работу с первой минуты конференции.  Ведь очень часто класс долго ждет тех, кто не успел подключиться. Потом ребятам сложно настроиться на рабочий лад.

– Конечно, дистанционная работа отличается от работы в классе, – признается Лариса Гивиевна. – Сидя за компьютером ребенку сложно собраться, внимание рассеивается. И тут учителю очень важно вовремя «включить» класс, использовать игропедагогику. Нужно превратить занятие в увлекательную игру. К примеру, начать урок с веселого ребуса или викторины. Пока мы играем, к конференции подключатся все ребята.

Лариса Гивиевна также использует онлайн ресурсы. Своим коллегам она советует игровую платформу eTreniki – онлайн-конструктор учебных тренажеров. Этот ресурс будет полезен для младших школьников. Так, здесь можно угадывать слова, в которых перепутаны буквы, удалять лишние объекты из группы или создать свой тренажер по разбору слов.

Еще один интересный помощник – сервис Wordwall. Его концепция заключается в возможности любого учителя создавать ресурсы и делиться ими с коллегами и учащимся. На этой платформе учитель создает интерактивные упражнения и мини-игры. Удобно, что задачу можно одним кликом переключить на другой шаблон с сохранением учебного контента. К примеру, задание «Найти пару» можно превратить в «Кроссворд» с такими же названиями фигур.

– Ну и конечно есть замечательные сервисы, которые помогают повторению материала, – рассказывает учитель. – К примеру, Quizizz – с помощью него можно создавать учебные викторины, тесты и опросы. Главное чтобы дети работали на уроке, а не сидели с выключенными камерами. Интернет открывает огромные возможности. Ребята могут писать на онлайн досках, вставлять буквы, вычислять. Наша цель, чтобы каждый проявил активность и чтобы эта активность оставила свой «цифровой след». Конечно, полностью дистанционное обучение никогда не заменит школу. На уроке особое значение имеет учитель и его живой контакт с учеником.

Написать комментарии к посту Людовика XVI и угадать тему урока по фону

Впрочем, игропедагогика не всегда может сработать на дистанте. Если ребят младших классов увлекут игровые задания, то старшеклассникам они будут просто неинтересны.  Что же делать тогда? Ответ на этот вопрос знает «Учитель года Москвы»-2020 Денис Хурманенок. Денис Александрович ведет уроки истории в ГБОУ «Цифровая школа».

– Говоря о дистанционной форме обучения, мы не должны забывать о нормах установленных СанПиНом, – говорит учитель. – Важно, чтобы школьники проводили за монитором не более 20 минут. Остальное время мы уделяем практической работе. Чтобы уложиться в нормы, я часто использую методику «перевернутый класс». Это популярная на западе модель обучения, при которой учитель предоставляет материал для самостоятельного изучения дома, а на очном занятии проходит закрепление темы. Следуя этой технологии, я записываю для учеников небольшой видеоролик, в котором в сжатой форме излагаю содержание урока.

Двадцать минут преподаватель разбирает основные аспекты темы и раздает практическое задание на закрепление пройденного материала. Затем ребята самостоятельно работают с учебником. Учитель также старается разнообразить дистанционные будни. К примеру, он может подключиться к уроку, выбрав тематический фон, а после попросить ребят прокомментировать изображение, опираясь на факты из истории.

– Также я делаю странички в социальных сетях разных исторических персон, из зарубежной истории, – рассказывает учитель. – К примеру, у нас была тема Великой французской буржуазной революции. Мы писали пост Людовика XVI. Причем ничего не выдумывали, а апеллировали к реальным историческим фразам, произнесенным Людовиком в суде и на эшафоте. После ученики получили задание прокомментировать пост с точки зрения либерального, радикального и консервативного течений. То есть получилась интересная работа с элементами исследования.

Главное наши эксперты советуют коллегам не бояться дистанта и искать новые формы и пути взаимодействия с классом. Тогда онлайн уроки станут более интересными и эффективными. При этом продолжайте общаться с детьми, включайте их в коллективную работу. Онлайн дает много новых возможностей для обучения. Ведь в онлайне у учителя есть не только мел и доска, но и безграничный мир Интернета.

(Арефьева А. Урок на «удалёнке»: полезные советы педагогам от Учителей года России/ Анастасия Арефьева// Учительская газета. – 2022. – 28 января)

Уроки 2.0: как голосовые помощники делают учебу интереснее

Чтобы быть хорошим учителем, сегодня недостаточно просто отлично знать свой предмет. Еще нужно быть на одной волне с учениками и умело использовать возможности цифровых технологий. На уроки таких педагогов дети и подростки бегут с удовольствием, потому что они разнообразные, интересные и интерактивные.

Один из простых и доступных способов сделать их такими – голосовые помощники. Благодаря всероссийскому конкурсу от VK «Учебный 2022 год с Марусей» учителя могут получить такого помощника в свою школу уже сейчас. Мы предлагаем вдохновиться примерами того, как Маруся может пригодиться на разных предметах — голосовые ассистенты могут быть полезны действительно на любом уроке.

Математика

Запоминание таблицы умножения может быть не скучным, а увлекательным, если ребенку помогает голосовой ассистент. Он же может проверить у учащихся знание таблицы с помощью специального навыка.

А голосовой помощник Маруся от VK также предложит школьникам веселые задачи. Для этого есть скилл «Веселая математика» —например, Маруся может предложить посчитать, сколько ног будет у слона, если их вдруг станет вдвое больше.

Литература

Детям бывает сложно в полной мере понять смысл стихотворения, пока они его не услышат. Прямо на уроке можно попросить голосового помощника включить то или иное произведение – в исполнении профессионального актера или даже самого автора, например Анны Ахматовой или Иосифа Бродского. Это не оставит равнодушными юных слушателей.

И кто сказал, что литературу нужно только читать? С голосовым помощником произведения школьной программы можно еще и слушать.

Окружающий мир и биология

Маруся от VK умеет включать энциклопедию о животных. Это кладезь интересной информации — можно, например, узнать об экзотических зверях и где они обитают. А чтобы уроки о братьях наших меньших были еще более информативными и наглядными, рассказывая о каждом звере, можно просить голосового помощника включить его «голос». Проверить знания поможет тематическая викторина, которую также способен провести голосовой ассистент.

Иностранный язык

Это тот предмет, где ученикам важно знать не только как правильно пишется то или иное слово, но и как оно произносится. Без голосовых технологий не обойтись. Голосового помощника можно попросить перевести любое слово или фразу на русском языке на иностранный. Маруся также поможет выучить английские слова в формате игры, предлагая слушателям выбрать правильный вариант перевода из трех.

Музыка

Как правило, в арсенале у преподавателя музыки имеется только один инструмент – пианино. Но это не повод лишать учеников возможности узнать, как звучат другие. Воспроизвести звучание органа, тромбона, саксофона или укулеле в два счета (точнее по одной голосовой команде) может голосовой ассистент. У Маруси для проверки знаний есть игра «Угадай инструмент».

География

Голосовые помощники умеют отвечать на географические вопросы о разных странах и о мире в целом. Можно попросить назвать высочайшую гору Австралии, население Польши или самое глубокое озеро в мире, а также воспроизвести гимн того или иного государства.

Запомнить столицы всех государств ученикам поможет игра «Угадай столицу». А еще с ней можно поиграть в города.

Для любого урока

Базовый навык голосовых ассистентов – умение находить ответы на вопросы – можно использовать на любом уроке. Ученикам будет интересно взаимодействовать с искусственным интеллектом, а учитель, имеющий такого помощника, обязательно получит несколько плюсиков к карме за то, что идет в ногу со временем.

Кроме того, голосовой помощник может включить подкаст на тему урока. Старшеклассники хорошо знакомы с этим форматом и наверняка оценят его появление в учебном процессе.

Ваш выход

Если вам есть что добавить к перечисленным способам использования голосовых помощников на школьных занятиях, поделитесь своими идеями – участвуйте во всероссийском конкурсе для учителей от VK «Учебный 2022 год с Марусей». Для этого нужно до 31 января предложить идеи того, как использовать Марусю в образовательной или внеучебной жизни класса, разместить их на своей страничке ВКонтакте с хештегом #УчимсяСМарусей и оставить заявку на сайте конкурса. Авторы лучших работ получат умные колонки Капсула Мини с Марусей, чтобы претворять свои идеи в жизнь вместе с учениками. Конкурс проводится при поддержке Учи.ру, Сферума и Министерства просвещения РФ.

(По информации Учительской газеты)


Высшая школа

В начале февраля совет ректоров Москвы обсудит вопрос по формату обучения студентов

В конце января – начале февраля совет ректоров Москвы и Подмосковья планирует обсудить вопрос о подготовке рекомендаций по формату обучения. Об этом сообщил председатель совета, президент МФТИ Николай Кудрявцев.

Он уточнил, что ситуация на фоне пандемии коронавируса меняется очень быстро, поэтому совет ректоров очень внимательно за ней следит. По словам Кудрявцева, сейчас собирается информация, как «омикрон» переносится молодежью. «Думаю, что вопрос где-то в конце января, может быть, в самом начале февраля будем смотреть, сейчас пока изучаем», – приводит ТАСС слова председателя совета. Кудрявцев также пояснил, что сегодня уже не так остро стоит вопрос создания в вузах специальных «COVID-free» зон, что связано с достаточно легким течением болезни из-за нового штамма коронавируса.

Ранее сетевое издание «Учительская газета» приводило слова замглавы Минобрнауки Дмитрия Афанасьева, который сообщил, что после зимней сессии, к началу семестра в феврале министерство может подготовить новые рекомендации по организации учебного процесса в российских вузах на фоне обострения ситуации с коронавирусом. Он пояснил, что пока студенты сдают экзамены, то в вузах нет массового скопления людей. А к началу учебы, по ситуации, будут приняты соответствующие рекомендации.

(Астапенкова Т. В начале февраля совет ректоров Москвы обсудит вопрос по формату обучения студентов/ В начале февраля совет ректоров Москвы обсудит вопрос по формату обучения студентов// Тамара Астапенкова/ Учительская газета. – 2022. – 19 января)


 Научные сообщения

Подробная 3D-карта Вселенной поможет понять причину ее расширения

3D-карту Вселенной создали астрономы. В настоящее время она является наиболее подробной: в ней показано, как распределяются галактики.

Как сообщает сайт Национальной лаборатории имени Лоуренса в Беркли (США), на трехмерной карте зафиксировано положение более 7,5 миллионов галактик.

Коллектив астрономов во главе с Жюльеном Гаем продемонстрировал первый промежуточный итог исследования неба, которое ученые начали проводить весной 2021 года. Спектрографический прибор DESI (Dark Energy Spectrographic Instrument) позволил систематизировать более 7,5 миллионов галактик. Астрономы уверены, что речь идет о рекорде, поскольку созданная ими карта содержит больший объем информации, чем предыдущие карты вместе взятые. Каждый месяц на 3D-карте появляется около миллиона галактик. Ученые полагают, что это всего лишь начало. Через 4 года карта будет содержать уже 35 миллионов галактик.

Создание такой карты стало возможным благодаря спектроскопическому прибору темной энергии (DESI). Его установили на четырехметровом телескопе в Национальной обсерватории Китт-Пик в Аризоне. Прибор исследует небо по частям – в 8 квадратных градусов. Он способен одновременно регистрировать 5 тысяч световых спектров в диапазоне от видимого до ближнего инфракрасного излучения.

Полученные данные говорят о том, как расположены галактики и какова степень их красного смещении. Ученым также доступна информация о расстоянии до галактик и скорости, с которой они удаляются от нас.

Помимо расположения галактик, скоплений и пустоты, ученые благодаря картированию могут предположить, как формировались такие большие структуры. Как отметил Жюльен Гай, в этих структурах можно увидеть отпечаток ранней Вселенной.

Помимо этого, благодаря прибору DESI ученые намерены получить сведения о том, как расширяется космос и каковы его движущие силы. Согласно измерениям, Вселенная расширяется все быстрее. При этом не существует единого мнения о масштабах и причинах данного явления.

Пока предполагается, что темная энергия – самая вероятная причина расширения Вселенной, расхождения галактик и всей пространственно-временной структуры. Современные ученые уверены, что именно темная энергия составляет около 70% ускоряющейся и расширяющейся Вселенной. Однако остается неизвестной природа и принцип работы этой энергии. Составление точной карты расширения Вселенной могло бы показать ее интенсивность.

DESI будет продолжать сканировать небо до 2026 года. За это время прибор установит расстояние до 35 миллионов галактик, а также даст информацию об их положении.

Астрономическими наблюдениями заинтересованы не только ученые, но и молодое поколение. Ранее сетевое издание «Учительская газета» сообщало о том, как российские школьники создают прототип первого в мире космического микроскопа.

(Суворова Л. Подробная 3D-карта Вселенной поможет понять причину ее расширения/ Лилия Суворова// Учительская газета. – 2022. – 19 января)

Это интересно!

Черный чай снижает индекс жесткости сосудов и нормализует давление – об этом рассказали ученые

Итальянские ученые считают черный чай обязательным компонентом в диете людей с гипертонией. Доказательством стал эксперимент с участием добровольцев.

Ученые из Италии, изучающие черный чай и его влияние на здоровье людей, нашли новые доказательства пользы пищевого продукта. Для этого они провели эксперимент с участием 19 добровольцев.

В течение восьми дней одна группа испытуемых два раза в день пила черный чай, вторая – принимала плацебо. Перед чайной церемонией, а также через определенные интервалы времени – один, два, три, четыре часа – у них измеряли артериальное давление и фиксировали индекс жесткости сосудов.

Результаты порадовали исследователей из университета Л’Акуила. В ходе наблюдений за участниками эксперимента они выяснили, что у людей, употребляющих черный чай, индекс жесткости сосудов уменьшался каждый раз после приема напитка.

Но этот эффект проявлялся не сразу, а через час после чаепития. Кроме того, чай снижал систолическое и диастолическое кровяное давление, а также предотвращал повышение давления после жировой нагрузки, сообщает Express.

«Учитывая, что вызванное липемией (высокой концентрацией жиров в образце крови – примеч. UG.RU) нарушение функции артерий может часто возникать в течение дня, наши результаты показывают, что регулярное употребление черного чая может иметь значение для защиты сердечно-сосудистой системы», – такое заключение прозвучало в конце отчета об эксперименте.

(Иванова Е. Черный чай снижает индекс жесткости сосудов и нормализует давление – об этом рассказали ученые/ Екатерина Иванова// Учительская газета. – 2022. – 01 февраля)

Кто в мешке: домашних питомцев включат в закон о маркировке

Кошек, собак и других домашних питомцев включат в закон об обязательной маркировке и учете животных. Об этом «Известиям» со ссылкой на Минсельхоз сообщил первый зампред комитета Госдумы по экологии, природным ресурсам и охране окружающей среды Владимир Бурматов. По его словам, эти поправки будут внесены ко второму чтению документа. Между тем рассмотрение в первом пройдет 26 января, рассказали в ГД. В профильном комитете по аграрным вопросам законопроект поддержали. Эксперты считают, что учет и регистрация животных нужны, и предлагают создать национальную базу данных под патронажем государства.

Кошки и собаки

Как рассказал «Известиям» Владимир Бурматов, Минсельхоз подготовит поправки в законопроект «О внесении изменений в отдельные законодательные акты РФ в части совершенствования правового регулирования отношений в области ветеринарии». Этим документом в законодательство вводятся понятия маркировки и учета животных в России. Еще в ноябре прошлого года он был внесен правительством в Госдуму. Однако в нынешней редакции касается только сельхозживотных. О том, что это будет исправлено, говорится в ответе Минсельхоза депутату, который обратился с этим вопросом к министру сельского хозяйства Дмитрию Патрушеву.

«Минсельхоз является ответственным исполнителем по перечню поручений президента по вопросам формирования в обществе ответственного отношения к животным от 15 мая 2021 года, согласно которому необходимо внести в законодательство изменения, предусматривающие ведение учета домашних питомцев», — говорится в документе, который имеется в распоряжении «Известий».

В нем уточняется, что и указанное поручение, и законопроект направлены на регулирование одной сферы отношений, поэтому доработать документ планируется в рамках подготовки его к рассмотрению во втором чтении. К слову, в ответе говорится и о том, что нормы изначально разрабатывались в России для учета и маркировки в том числе домашних питомцев. Почему они были из текста в итоге исключены, министерство депутату не сообщает.

— Сейчас к нам приходит много обращений от граждан, которые интересуются: куда из законопроекта пропали кошки и собаки. А ведь их регистрации люди ждут больше всего, потому что есть очень много потерявшихся животных, которых в случае идентификации было бы проще найти. Также невозможно привлечь к ответственности нерадивых хозяев за выброшенного питомца, — рассказал «Известиям» Владимир Бурматов.

По его словам, отсутствие учета домашних питомцев тормозит и вступление в силу целого ряда норм Федерального закона «Об ответственном обращении с животными».

— В некоторых регионах владельцы отпускают своих собак на самовыгул, а они сбиваются в стаи и нападают на людей. Уже есть трагические примеры, но владельцев невозможно привлечь к ответственности, так как они отказываются от своих собак. Поэтому учет животных нужен, и он должен быть бесплатным, а вот идентификация — вариативной. Чтобы владелец сам выбирал способ маркировки питомца: бирка это будет, клеймо или чип, — пояснил парламентарий.

Он надеется, что ответ министерства получит воплощение в законе.

— По закону «О ветеринарии» всё это должно работать еще с 2015-го. Поэтому мне кажется, что за семь лет мы заслужили того, чтобы это было реализовано, — подчеркнул Владимир Бурматов.

«Известия» направили запрос в Минсельхоз с просьбой прокомментировать поправки, которые могут быть внесены ко второму чтению.

Северные олени и рыбы

В настоящее время в законопроекте указан перечень из 14 видов сельхозживотных, находящихся в личных и фермерских хозяйствах. В их числе коровы, лошади, северные олени, верблюды, пушные звери, овцы, пчелы, рыбы. Согласно статистическим данным, на которые ссылается министерство, это больше 600 тыс. особей.

Нормами подразумевается, что их учет будет вестись бесплатно ветеринарной службой, а также ее аттестованными специалистами. А вот за маркировку владельцам придется заплатить. Ее стоимость будет зависеть от выбранного средства. Самым дешевым, по расчетам Минсельхоза, станет кольцо — 5–10 рублей плюс стоимость услуги по кольцеванию — 20–50 рублей. Самым дорогим — татуировка — 200–500 рублей.

Законопроектом устанавливается, что учет животных будет проведен в сроки, обозначенные правительством РФ. При этом питомцы, маркированные до вступления в силу новых норм, а также прошедшие эту процедуру за пределами РФ, повторному маркированию не подлежат.

— Нашим комитетом законопроект поддержан. Первое чтение состоится 26 января, — подтвердил «Известиям» глава профильного комитета Госдумы по аграрным вопросам Владимир Кашин, возможные поправки он не стал комментировать.

Во фракциях отнеслись к законопроекту по-разному. В «Справедливой России», «Новых людях» про него пока не слышали, но обещают внимательно изучить ближе к рассмотрению. В КПРФ убеждены, что учет и маркировка обязательно нужны только сельхозживотным и это уже и так действует во многих регионах и помогает установить поставщиков некачественного мяса и птицы. В ЛДПР и «Единой России» считают, что нормы закона должны распространиться на всех животных, чтобы владельцы несли за них ответственность.

Эксперты это мнение разделяют.

— Учет и маркировка домашних животных, безусловно, нужны. Весь цивилизованный мир уже давно их использует. Но важно, чтобы они были добровольными и сам процесс контролировало государство, а не частные фирмы. Если будет правильная мотивация, то люди сами захотят идентифицировать своего питомца, — заявил «Известиям» президент организации «Русская гильдия кинологов» Николай Захаров.

По его словам, сегодня в России нет достаточной инфраструктуры по идентификации, но было бы хорошо, если бы появилась национальная база данных животных под патронажем государства. Это значительно упростило бы поиск потерявшихся питомцев, считает эксперт.

Вся информация о животных, в том числе домашних, будет содержаться в единой федеральной государственной информационной системе в области ветеринарии, говорится в письме Владимиру Бурматову.

(Башлыкова Н. Кто в мешке: домашних питомцев включат в закон о маркировке/ Наталья Башлыкова// - портал iz.ru. – 20 января)

Ваш ребенок активно потребляет или создает вирусный контент? Что делать — советуют эксперты

Если в советское время многие дети мечтали стать космонавтами, то сегодня тенденция явно иная: на вопрос о своей профессии школьники часто отвечают, что хотят быть блогерами. В попытках стать асом в этой области они любыми путями стремятся «поймать хайп»: снимают материал, который порой переходит границы морали или закона. Зачастую ради этого подростки рискуют не только репутацией, но и жизнью. Подобные занятия могут полностью занимать досуг ребенка. Институт воспитания РАО и журнал «Семья и школа» рассказали, как организовать свободное время ребят безопасно и с пользой.

Как отмечается на сайте Института изучения детства, семьи и воспитания РАО, в настоящее время увлекательным способом занять свободное время подростков стали просмотр и создание вирусных роликов. Эксперты обратили внимание родителей на то, в каких случаях по этому поводу волноваться не стоит.

Школьники в силу возраста так или иначе могут заниматься тем, что взрослым представляется глупостью. Дети во все времена находят себе кумиров и подражают им в прическе, манере одеваться и т.д. Сегодня образцы для подражания школьники находят для себя в интернете, среди тех, кто привлекает внимание миллионной аудитории в социальных сетях.

Что требует внимания со стороны родителей

Тревожится нужно начинать в том случае, когда ребенок намерен повторить опасные трюки, предложенные какими-нибудь тиктокером. Это могут быть не только опасные ситуации, но и неприемлемые поступки. Блогер может облить кого-то зеленкой или краской по заранее спланированному сценарию. А дети могут повторить это за ним, но уже в реальности.

Школьники сегодня могут откручивать колпачки от колес автомобилей, танцевать на козырьках высоток, облизывать унитаз, раздеваться в метро — это все делается под запись ради «славы».

Как быть родителям

Когда вы узнали о том, что ваш ребенок тоже участвовал в чем-то подобном, стоит сначала проанализировать этот контент: содержит ли он что-то, переходящее границы морали или закона, угрозу для жизни. Если опасность действительно есть, то стоит последовать следующим советам.

Во-первых, не стоит отбирать у ребенка гаджет: пружина из сжатого состояния, как правило, сильно выстреливает обратно. Разумнее поговорить с ребенком в доверительном тоне. Хорошо его ознакомить с выдержками из Уголовного кодекса. Их можно дополнить историями из жизни тех, кто в погоне за подобной популярностью оказался в тюрьме или на больничной койке. Реальные истории о том, как кумиры-блогеры из звезд превращаются преступников или инвалидов позволит ребенку понять истинную цену дешевой популярности.

Стоит объяснить, что подобная слава ничего общего не имеет с действительным общественным признанием. Напротив, «детская шалость» может лечь настоящим пятном на репутации – с ним потом придется жить долгое время. Оно затруднит поиск работы или желаемого места учебы.

Также чрезвычайно важно в общении с детьми не скупиться на похвалу. Как правило, выделиться стараются те подростки, которым не хватает признания и внимания в семье, которым приходится доказывать свою значимость. Побеседуйте с ребенком о его интересах, попробуйте сделать их тематикой его блога. Расскажите, что умение монтировать видео и писать тексты можно применять без «хайпа», что подписчиков привлекает далеко не только запрещенный контент.

Можно предложить снять совместный ролик, вместе продумать реквизит и сценарий. Это поможет сблизиться, и ребенок увидит, что вы не против его увлечений.

(Суворова Л. Ваш ребенок активно потребляет или создает вирусный контент? Что делать — советуют эксперты/ Лилия Суворова// Учительская газета. – 2022. – 21 января)


Основная школа


Пельмени включили в школьное меню при содействии губернатора Подмосковья

Впервые за много лет у подмосковных школьников в меню появятся пельмени. В этом новшестве значимую роль сыграл губернатор Московкой области Андрей Воробьев.

Вопрос школьного питания рассматривали в ходе заседания областного правительства. На встрече министр образования Илья Бронштейн рассказал о контроле качества детских обедов – в частности, о программе «Родительский контроль» – она позволяет родителям попробовать блюда, которые предлагают школьникам. Для этого взрослые могут записаться на дегустацию в личном кабинете портала школы или позвонив в образовательное учреждение. Как сообщает «Российская газета», этой возможностью с начала учебного года воспользовались более 22 тысяч родителей. При этом 93% из них остались обедом довольны, поставив блюдам высшие баллы.

В 2022 году изменят правила организации школьного питания

В Московской области разработаны 10 типовых вариантов школьного меню: блюда в них не повторяются чаще одного раза в полторы недели. Согласно итогам опроса, в котором участвовали 870 тысяч школьников, ребята хотят видеть более горячую пищу. Для этого ее нужно либо лучше разогревать, либо накрывать на столы непосредственно перед их приходом в столовую. Также школьники предлагали не готовить им печень и рыбные котлеты, они предпочли бы вместо них пельмени. Губернатор счел такое предложение допустимым – по словам Андрея Воробьева, в его школьные годы и период студенчества пельмени были наиболее предпочтительным блюдом во всех столовых.

Специфичность продукта

Стоит упомянуть, что Андрей Воробьев родом из Сибири, где пельмени являются лучшим блюдом в будничные дни и в праздники. В советское время пельмени не считали вредным или не рекомендованным детям продуктом. Однако они воспринимались как трудозатратное блюдо – их школы готовили на собственных кухнях. Так что пельменями баловали учеников тех немногочисленных школ, где использовали полуфабрикаты.

Современными санитарными правилами пельмени считаются продуктом повышенного риска, поскольку у них очень строгие правила хранения и транспортировки. Кроме того, в госзакупках побеждает товар с наиболее низкой ценой. Отбирая пельмени по такому принципу, возникают опасения за их качество.

Предложение губернатора

Однако глава области настойчиво рекомендовал продумать возможность включить пельмени в школьное меню. Он даже пообещал добавить средства для закупки качественного продукта, напомнив о производителях, которые отправляют пельмени на экспорт. Такие компании можно сертифицировать для поставок продукта в школы. Необходимо посчитать, сколько средств на это потребуется.

Тогда в Роспотребнадзоре отметили, что пельмени не запрещены в детском меню. При этом точно нельзя изготавливать пельмени прямо на школьных кухнях – в настоящее время число школьников слишком велико. Также необходимо контролировать, чтобы при варке пельменей в них не добавлялись нежелательные ингредиенты, например, перец.

После заседания подмосковного правительства в школах Балашихи и Воскресенска на обеде появились пельмени. Пока – в качестве эксперимента.

Ранее сетевое издание «Учительская газета» сообщало, что Президент России предложил создать комплексы детского питания. При соблюдении существующих норм закона о контрактной системе можно формировать комплексы от предприятий по производству продукции до ее переработки.

(Суворова Л. Пельмени включили в школьное меню при содействии губернатора Подмосковья / Лилия Суворова// Учительская газета. – 2022. – 19 января)

Коррекционная (специальная) педагогика


В Красноярских школах модернизируют мастерские для детей с ОВЗ

Мероприятия по обновлению инфраструктуры общеобразовательных учреждений проводятся в рамках федерального проекта «Доброшкола».

В Красноярской школе № 2 теперь действуют пять мастерских по профессиям, которые востребованы на рынке труда. Речь идет об обувном деле, столярном мастерстве, растениеводстве и тепличном хозяйстве, швейном производстве и социально-бытовом обслуживании.

Уточняется, что проведено переоснащение психолого-педагогических классов, кабинета учителя-дефектолога, учителя-логопеда, приобретены диагностические приборы, а также коррекционно-развивающие и дидактические средства обучения.

Для качественного ведения образовательного процесса школы обеспечены интерактивными досками для рисования песком, прозрачным напольным мольбертом и новыми компьютерами. Таким образом для ребят с ОВЗ в рамках школы будет организована релакс-зона.

В железногорской школе-интернате также открылись пять современных мастерских и были обновлены кабинеты профильных специалистов, сообщает пресс-служба Министерства просвещения РФ. Стоит отметить, что в Красноярском крае в рамках нацпроекта «Образование» до 2024 года планируется обновление инфраструктуры 17 школ, в которых обучаются дети с ОВЗ.

Ранее сетевое издание «Учительская газета» информировало о том, что в России появится оперштаб для координации программы капремонта школ. Его участниками станут общественники, школьники, учителя, родительское сообщество, победители и участники «Большой перемены».

(Степанова Ю. В Красноярских школах модернизируют мастерские для детей с ОВЗ/ Юлия Степанова// Учительская газета. – 2022. – 19 января)


Технология и практика обучения и воспитания

Как сформировать доверительные отношения ученика и педагога

То, насколько эффективно проходит обучение и воспитание ребенка в школе, зависит от взаимного доверия ученика и педагога. Для его формирования эксперты рекомендуют принять во внимание способы, которые проверены практикой.

Этими способами делится Институт изучения детства, семьи и воспитания РАО.

Первое: необходимо сформировать безопасное пространство. Чтобы ребенок не чувствовал себя стесненным, ему нужно быть уверенным в том, что его сомнения и вопросы будут услышаны взрослым. Если такая уверенность есть, она позволит развиваться дальше. Атмосфера открытости позволит реализовать школьнику свой творческий и интеллектуальный потенциал.

Второе: необходимым условием успешного обучения является взаимное уважение. Оно является основой хорошего отношения между школьником и педагогом. Если учитель готов помочь ребенку в трудной ситуации, у школьника появляется стимул учиться лучше, прилагать усилия, чтобы достигать успеха. У ребенка появляется желание почувствовать гордость учителя.

Третье – заинтересованность в благополучии друг друга. Для успешного процесса обучения важно, чтобы педагог и ученик положительно относились друг к другу – это формирует здоровые отношения. Нередки случаи, когда спустя много лет после окончания школы выпускники продолжают общаться со своими учителями.

Четвертое: в школе важна конструктивная критика. Учитель должен общаться с учеником в конструктивном ключе, объясняя учебный материал и отвечая на вопросы так, чтобы не унизить школьника. Хорошо, когда ученикам предоставляют возможность самим обнаружить свои ошибки и исправить их.

Пятое – активное слушание. Ребенку чрезвычайно важно быть услышанным. Школьники начинают лучше учиться у тех педагогов, которые отмечают и ценят их усилия. В этом важную роль играет активное слушание.

Шестое – совместная деятельность. В школе важную роль в воспитании детей играют совместные мероприятия, они дают ощущение причастности к общему делу, сплачивают коллектив. Во внеклассных мероприятиях также важно участие педагога. Он может посещать спортивные соревнования или занятия по направлению дополнительного образования.

Седьмое: важным моментом является также сострадание и понимание. Как педагог, так и школьник для прочных отношений должны уметь понимать друг друга. Сострадание позволит сформировать доверительные отношения. Школьники станут более открытыми, смогут делиться своими проблемами с учителем. Это поможет педагогу в организации воспитательной работы.

Восьмое: стремление к справедливости. У подростков обычно обострено чувство справедливости, поэтому оно является основой для доверия. Если учитель больше обращает внимания на одних школьников, не уделяя времени другим, то это может нарушить здоровую атмосферу в классе. Появление «любимчиков» внесет напряженность.

Девятое: проявление открытости. Одним из лучших воспитательных приемов является личный пример. Педагогу полезно придумывать вдохновляющие, эмоциональные истории из своей практики. Хорошо также просить учеников больше рассказывать о себе.

Десятое: нужно оставлять время для веселья. Можно выделять время после уроков, чтобы в неформальной обстановке поболтать, поднять настроение себе и окружающим.

В целом, для выстраивания хороших отношений между учителем и учеником требуется время и усилия – причем с обеих сторон. Они того стоят: ведь крепкие отношения могу творить чудеса в воспитании и обучении.

(Суворова Л. Как сформировать доверительные отношения ученика и педагога/ Лилия Суворова// Учительская газета. – 2022. – 24 января)


ЕГЭ 

Общественное мнение: россияне проголосовали за отмену ЕГЭ

Опрос, проведенный банком «Открытие», выявил негативное отношение граждан к формату итоговых испытаний в школе.

Согласно результатам исследования, 60% респондентов выступили за отмену Единых госэкзаменов, при этом однозначную поддержку ЕГЭ выразили лишь 7% участников опроса, сообщают «РИА Новости». Уточняется, что четверть россиян относятся к экзаменам нормально, объясняя это тем фактом, что «к нему уже все привыкли». Респонденты, выразившие поддержку ЕГЭ, уверены, что он помогает объективно оценить знания.

Однако аналитики отмечают высокий уровень негативного отношения к ЕГЭ в обществе, несмотря на то, что он является единственной формой выпускных экзаменов в школе и основной формой поступления в российские вузы уже 13 лет.

Кроме того, авторы исследования провели территориальные разделения мнений граждан. Так, 75% противников ЕГЭ проживают на Северном Кавказе, 55% в Москве и Подмосковье. О безразличном отношении к существованию госэкзаменов рассказали 7% участников опроса.

Ранее СМИ цитировали высказывание председателя СК РФ Александра Бастрыкина о том, что ЕГЭ необходимо отменить. Он уверен, что такой формат итоговой аттестации «для школьников сродни пытке» и предложил вернуть советскую школу образования.

(Степанова Ю. Общественное мнение: россияне проголосовали за отмену ЕГЭ/ Юлия Степанова// Учительская газета. – 2022. – 25 января)


Авторизуйтесь для того, чтобы иметь возможность оставлять комментарии.