В вашем браузере отключен JavaScript. Из-за этого многие элементы сайта не будут работать. Как включить JavaScript?

Учебно-Методический портал

Дайджест образовательной прессы (апрель 2014)

2 мая 2014

В этом месяце

1. Профессиональные периодические издания


2. Пресса


Образовательная политика


Законопроект о поощрении учащихся за достигнутые успехи


Комитет Госдумы по образованию рекомендовал палате принять в первом чтении законопроект о поощрении обучающихся за достигнутые успехи.

Поправки к Закону «Об образовании в РФ», разработанные совместно депутатами и членами Совета Федерации, предполагают возвращение золотой медали для выпускников школ, а также определяют другие формы поощрения за достижения в учебной, спортивной, общественной, научной и творческой деятельности.

Помимо золотой медали и похвальной грамоты «За особые успехи» предусмотрены также похвальный отзыв в письме к родителям, устная или письменная благодарность, грамота, ценный подарок или денежная премия. Кроме того, фамилия ученика может быть помещена в Книгу почета или на Доску почета школы. По мнению депутатов, закон создаст дополнительные стимулы для повышения мотивации к учебе.

(Донатович С. Медали вернут. А льготы? / Сергей Донатович // Учительская газета. – 2014. – 8 апреля. – С. 3).


Образовательные стандарты для детей с ограниченными возможностями здоровья


В статье рассматриваются материалы проекта Федерального государственного образовательного стандарта (ФГОС) для детей с тяжелыми и множественными нарушениями развития: анализируются основные подходы к определению требований к структуре специальных индивидуальных образовательных программ, индивидуальной оценке результатов обучения, условиям получения образования.

(Головчиц Л.А., Царев А.М. Федеральный государственный образовательный стандарт для обучающихся с ОВЗ как условие доступности образования для детей с тяжелыми и множественными нарушениями развития / Л.А. Головчиц, Институт коррекционной педагогики РАО, Москва, А.М. Царев, Центр лечебной педагогики и дифференцированного обучения, Псков // Дефектология. - 2014. - № 1. - С. 3 — 13).


"Готов к труду и обороне"


Президент РФ Владимир Путин подписал указ о введении Всероссийского физкультурно-спортивного комплекса «Готов к труду и обороне» (ГТО). Старт проекта намечен на 1 сентября 2014 года.

Положение о комплексе ГТО и план мероприятий по его поэтапному внедрению предстоит разработать Правительству России совместно с регионами.

Как сказал президент на заседании Совета по развитию физической культуры и спорта, в рамках обновленной системы ГТО предусматривается сдача нормативов в одиннадцати возрастных группах начиная с шести лет. При этом остро встает вопрос о площадках для занятий спортом: «Нам нужна сеть некоммерческих физкультурно-спортивных клубов по месту жительства, работы и службы. Конечно, следует полнее задействовать и укреплять спортивную инфраструктуру обще образовательных школ».

По словам министра спорта Виталия Мутко, уже в апреле-мае этого года в восьми российских регионах будет проведена апробация механизмов учета нормативов ГТО при промежуточной аттестации школьников по физкультуре. А после 1 сентября Минобрнауки разошлет в регионы подробные методические указания, как учитывать результаты сдачи комплекса при итоговой аттестации, при переводе в следующий класс.

Все учителя физкультуры, по словам министра, в течение двух лет пройдут переподготовку. А с 2015 года спортивные достижения школьников, в том числе результаты сдачи комплекса ГТО, будут учитываться при поступлении в вузы дополнительно к баллам ЕГЭ.

(Симонов А. А вы готовы к труду и обороне? / Александр Симонов // Учительская газета. – 2014. – 1 апреля. – С. 2).


Дружественные обмены


В Петербурге дан официальный старт годам дружественных молодежных обменов между Россией и Китаем. Протокол о реализации плана мероприятий в рамках проекта на церемонии в Мариинском дворце подписали заместитель председателя Правительства РФ Ольга Голодец и вице-премьер Государственного совета КНР Лю Яньдун.

На два года (2014–2015) запланировано более 300 мероприятий, в том числе проект по студенческим обменам, виртуальные и очные конкурсы на знание русского и китайского языков, молодежные форумы, фестивали, спортивные состязания, международные смены в летних лагерях и многое другое.

Накануне церемонии вице-премьер КНР Лю Яньдун и заместитель председателя Правительства РФ Ольга Голодец встретились со студентами Санкт-Петербургского госуниверситета. По итогам встречи госпожа Лю Яньдун дала поручение министру образования КНР проработать вопрос об открытии представительств СПбГУ в ведущих вузах Китая и пригласила 100 студентов университета на знаковые мероприятия, которые будут проходить в КНР в рамках годов дружественных молодежных обменов.

(Косыгин С. Молодежь России и Китая подружились в рамках программы обменов / Сергей Косыгин // Учительская газета. – 2014. – 1 апреля. – С. 3).



Управление образованием



Государственные закупки в сфере образования


Если ещё совсем недавно такие понятия, как «госзакупки», «закупки» «тендер», «электронные аукционы», «контрактная система» были в обиходе только сферы бизнеса, то сегодня эти термины входят в жизнь современной школы и вызывают у руководителей школ множество вопросов. Автор рассказывает о законах, регулирующих госзакупки, знакомит с основными терминами и способами закупок, даёт ссылки на необходимую справочную информацию.

(Якушина Е.В. Федеральная контрактная система и государственные закупки в сфере образования: что нужно знать директору школы / Екатерина Викторовна Якушина,

старший научный сотрудник лаборатории медиаобразования Института содержания и методов обучения РАО, кандидат педагогических наук // Народное образование. – 2014. - № 3. – С. 61 – 68).


Отношение родителей к школе


По закону всё просто: никто школу и учителя не выбирает, дети зачисляются в школу в соответствии с реальной пропиской и без всяческих собеседований. А на деле в лучшие гимназии города с утра поток машин, потому что детей везут кто откуда, так как зачислена чуть ли не половина по временной прописке, ибо никто у нас этого не проверяет…

(Емельянова М.Н. Факторы, определяющие отношение детей и их родителей к школе / Марина Николаевна Емельянова, доцент Института педагогики и психологии детства Уральского педагогического университета, кандидат педагогических наук // Народное образование. – 2014. - № 3. – С. 69 – 74).


Организация педагогического совета


Статья продолжает тему внутришкольного повышения квалификации педагогов. . У любого, даже самого высококвалифицированного учителя время от времени возникают проблемы, связанные с недостаточностью учебной мотивации учащихся. Ведь положительную учебную мотивацию нельзя получить раз и навсегда — «запасти» на будущее или «достать» из хранилища. Положительную учебную мотивацию приходится поддерживать каждый день, на каждом уроке, для каждого классного коллектива учащихся. Поэтому освоение педагогами инструментов, способствующих росту учебной мотивации, всегда остаётся одной из важнейших задач повышения квалификации.

(Кавалерчик Т.Л. Педагогический совет как инструмент внутришкольного повышения квалификации (освоение педагогами новых профессиональных ролей) / Татьяна Леонидовна Кавалерчик, преподаватель кафедры управления и экономики образования Санкт-Петербургской академии постдипломного педагогического образования // Народное образование. – 2014. - № 3. – С. 84 – 92).


Сетевое взаимодействие


Чтобы разобраться в том, как исторически складываются различные формы взаимодействия школ, следует прежде всего осмыслить ряд ключевых концептуальных вопросов, касающихся самой природы школы — то, что представляет суть школьного организма, почему и в каких форматах возникает сама необходимость взаимодействия школ, а ещё какие формы взаимодействия между школами в принципе возможны и когда, на каком этапе и в какой связи возникает тот особый тип межшкольного взаимодействия, который можно назвать «сетевым» (имея в виду, что далеко не всякое взаимодействие между образовательными учреждениями можно определить как сетевое взаимодействие).

(Лобок А.М. Сеть как парадигмально новый тип межшкольного взаимодействия / Александр Михайлович Лобок, доктор психологических наук, г. Екатеринбург // Народное образование. – 2014. - № 3. – С. 93 – 101).




Научные сообщения


"Нобелевская» премия для учителя"


Благотворительный фонд Varkey GEMS foundation учредил Всемирную премию для учителей (Global Teacher Prize) в размере 1 миллиона долларов. Награда будет вручена исключительному педагогу, который внес выдающийся вклад в профессию.

Основателем фонда является предприниматель из Дубая индийского происхождения Санни Варки. Он владеет образовательной компанией GEMS Education, управляющей 124 школами на Ближнем Востоке, в Африке, Европе, Индии и Китае. Почетный председатель фонда – бывший президент США Билл Клинтон. Поддержку премии оказывает правитель эмирата Дубай шейх Мухаммед бен Рашид аль-Мактум. Учредители награды рассчитывают, что она станет аналогом Нобелевской премии для школьных педагогов. Ее цель – повысить престиж профессии учителя в глобальном масштабе. Победитель будет избран комиссией, состоящей из образовательных экспертов, журналистов, общественных деятелей, руководителей компаний и ученых всего мира. Учитель может подать заявку на участие в конкурсе сам, либо его кандидатуру на сайте www.globalteacherprize.org могут выдвинуть другие люди. Помимо информации о себе номинанты должны представить рекомендации и отзывы о своей работе. В том числе это могут быть видеозаписи, на которых в поддержку педагога выступают ученики, коллеги, родители школьников. При выборе победителя будет учитываться, насколько большое влияние оказали учителя на жизнь своих учеников и общества в целом. Последний день подачи заявлений – 31 августа 2014 года. Шорт-лист из 10 кандидатов будет составлен уже в октябре. Имя победителя объявят на Всемирном форуме по вопросам образования и навыков, который пройдет в Дубае весной 2015 года. Обладатель премии будет получать ее денежный эквивалент равными частями в течение 10 лет. При этом по крайней мере пять лет он должен продолжать работу учителем. Форму заявки, правила выдвижения кандидатов, критерии оценки, перечень экспертов и другую необходимую информацию можно найти на сайте премии www.globalteacherprize.org.

(Ветров И. «Нобелевская премия» / Игорь Ветров // Учительская газета. – 2014. – 8 апреля. – С. 3).


Нервных просим почитать...


Различные нарушения нервной системы встречаются чуть ли не у каждого четвертого педагога. Несмотря на убедительные научные данные, повсеместно распространены устаревшие и примитивные представления о способах их устранения. Такие мифы приносят немалый вред хотя бы потому, что не оставляют ничего другого, кроме как мириться с возникшими нервными расстройствами или рассчитывать на достаточно призрачную помощь психотерапевтов...

(Завьялова И.А. Нервных просим почитать / И.А. Завьялова // Открытая школа . – 2014. - № 2. – С. 14 – 16).


Легко ли быть вундеркиндом?


Время от времени СМИ рассказывают об одарённом ребенке, ставшем в свои 12—13 лет студентом. Но ни одно издание не подумало хотя бы раз вернуться к судьбе этого мальчика, поинтересоваться, как чувствует себя такой ребёнок в обществе, его окружающем, и главное — что с ним стало, когда вырос. Мечта многих родителей — одарённый ребёнок. «Вундеркинд» — дословно «чудо-дитя». Его основные признаки— ускоренное развитие умственных способностей. Но кто бы знал, какой ответственный, обязывающий и далеко не всегда радостный подарок природы такое чудо!

(Коновлева Н. Легко ли быть вундеркиндом? / Н. Коновлева // Открытая школа. – 2014. - № 2. – С. 6 – 10).


Гениальность можно... тренировать?


Когда популярные ныне тесты «на интеллект» только разрабатывались, их создатели были убеждены: уровень интеллекта человека — величина врождённая и мало зависит от внешних влияний. Предполагалось, что интеллект ребёнка развивается, как бабочка из кокона, и главное — не мешать этому естественному процессу. Мол, достаточно следить, чтобы ребёнок не стукнулся головой, а об остальном позаботится природа. Если же природа умом обделила, то ничего не попишешь. Но много лет тестирования показали, что интеллект всё-таки зависит от внешних влияний — от характера социальной среды, в которой оказался ребёнок, и от типа обучения. Коэффициент интеллекта детей, которых много и хорошо обучают, может повыситься даже за полгода. Если обучение плохое, то коэффициент, увы, не растёт, а в особо неблагоприятных случаях может и упасть.

(Поддьяков А. Гениальность можно… тренировать? / А. Поддьяков // Открытая школа . – 2014. - № 2. – С. 11 – 13).


Способы поддержки здоровья


Роль информации в жизни постоянно возрастает. Не только представители естественно-научных дисциплин, но и люди гуманитарно-художественного труда всё шире используют компьютеры в практике. Активно применяются возможности средств ИКТ в учебном процессе. На их базе возникла новая педагогическая технология.

(Латышев В.Л. Способы поддержки здоровья в условиях информатизации: образовательная кинесиология в учебном процессе / Владимир Леонидович Латышев, руководитель Центра образовательной кинесиологии национального исследовательского университета МАИ, профессор, доктор педагогических наук // Народное образование. – 2014. - № 3. – С. 122 – 128).


Консультации


График работы медсестры в школе. О переводе ребёнка в параллельный класс. Правила ведения номенклатурных дел. О посещении элективных курсов в 10-х и 11-х классах. Установление видеокамер и турникетов в школе. Перевод учащихся в следующий класс при академических задолженностях. Юридически грамотное оформление проведения экскурсий. Нормы внеклассных мероприятий в школе-интернате за месяц.

(Болотова Е.Л. Консультации / Елена Леонидовна Болотова, профессор кафедры управления образовательными системами ФПКиППРО МПГУ, академик МАНПО, доктор педагогических наук // Народное образование. – 2014. - № 3. – С. 152 – 157).



Технология и практика обучения и воспитания



К дню Великой Победы


Произведение В. Быкова «Дожить до рассвета» рассматривается не только как яркая повесть о трагических событиях начального периода войны, но прежде всего как исследование духовной составляющей подвига, несущее явные черты экзистенциализма.

(Холодяков И.В. Повесть Василя Быкова «Дожить до рассвета / Игорь Викторович Холодяков, учитель // Литература в школе. - 2014. - № 3. - С. 24 — 27).


На примере двух небольших произведений (В. Астафьева и Д. Бакина) старшеклассники учатся анализировать и сопоставлять их, рассматривают серьёзные проблемы современного общества. Урок способствует духовно-нравственному воспитанию школьников, воспитанию чувства ответственности за свои поступки.

(Егорова Л.Н. «Вослед навеки уходящему воину...»: образ ветерана Великой Отечественной войны в произведениях современной литературы. Х-ХI классы / Людмила Николаевна Егорова, учитель русского языка и литературы // Литература в школе. - 2014. - № 3. - С. 28 — 31. Библиография с.31 (6 названий).


Пока не догорят высокие свечи


Автор представленной литературно-музыкальной композиции «Когда кипела волжская вода...» постоянно стремится привлечь внимание учеников к славной истории нашей страны.

(Панова Л.П. «Когда кипела волжская вода...». Поклон городу-герою Сталинграду: литературно-музыкальная композиция / Людмила Павловна Панова, учитель русского языка и литературы высшей категории // Уроки литературы. Приложение к журналу «Литература в школе». - 2014. - № 3. - С. 11 — 16).


Моделирующая деятельность


Основным принципом моделирующей деятельности школьников на уроках литературы назван принцип установки на интерпретацию. Все другие принципы квалифицируются как производные от него. Методика моделирующей деятельности школьников показывается на примере обобщающих уроков разных типов в восьмом классе.

(Шутан М.И. Принципы моделирующей деятельности школьников на уроке литературы / Мстислав Исаакович Шутан, заслуженный учитель РФ, доктор педагогических наук, профессор // Литература в школе. - 2014. - № 2. - С. 22 — 27. Библиография с. 27 (11 названий).


"Такие важные проценты"


Интегрированный урок химии и математики разработан для учащихся 10— 11-го классов вечерней школы с использованием технологии сотрудничества. Он нацелен на формирование у ребят межпредметных связей, представлений о единой картине мира; на понимание ими значимости практического применения полученных знаний в повседневной жизни; на отработку навыков решения расчётных задач на проценты.

На каждом этапе урока ученики оценивают свои знания с помощью компьютера. Использование медиаресурсов позволяет организовать виртуальную лабораторию и осуществить эксперимент. Активизация мыслительной деятельности достигается с помощью проблемных вопросов, использования приемов сравнения. Учитель при такой форме работы выступает партнером в совместном осмыслении изучаемого материала.

Цель урока: показать универсальный характер понятия «процент» и применение его в математике и химии.

(Кривошапова Е.А., Макарова Е.П. «Такие важные проценты» / Е.А. Кривошапова, учитель математики, Е.П. Макарова, учитель химии // Открытая школа . – 2014. - № 2. – С. 29 – 32).


Экран и история: Методические проблемы использования киновидеозаписей в школьном историческом образовании


Значимость для просвещения и образования изобретенного братьями Люмьер способа фиксации и показа движущихся изображений была понята уже первопроходцами кинематогpaфa. В 1898 г., когда кинематограф еще даже не обрел общепринятого названия (и именовался также живой фотографией, хромофотографией и т. п.), Болеслав Матушевский, один из первых теоретиков и практиков кино, бывший в 1896-1897 гг. придворным фотографом Николая II и выполнивший несколько хроникальных съемок, писал: «Мимоходом заметим, что собеседования или популярные лекции являются почти единственным средством, которым располагает общество для просвещения и улучшения нравов... Но подобные беседы сами по себе слишком походят на проповеди. Даже если они сопровождаются демонстрацией неподвижных (туманных) картин, они наводят скуку и в том случае, если продолжались недолго.

Хронофогография является естественным добавлением к задушевной беседе. К магии слова она присоединяет волшебство своей собственной притягательной силы, иллюзию биения подлинной жизни. Хронофотография предохраняет аудиторию и самого оратора от усталости. Серьезное собеседование никогда не потеряет силы своего воздействия (как это часто бывает), если оно будет оживлено хронофотографической проекцией". Написано в XIX в., но слова и идеи автора не утратили своей актуальности.

Сегодня технологии движущихся изображений занимают важное место в организации образовательного процесса. Движущиеся изображения (кино- и видеозаписи) уже более столетия так или иначе присутствуют в обучении и воспитании как важное учебное пособие, на каких бы носителях они не были сохранены и независимо от того, с помощью каких технических средств обучения их демонстрируют.

В данной статье речь идет не только о технических аспектах применения киновидеозаписей или о проблемах несовершенства материально-технической базы российских школ. Эти важные вопросы частично затрагиваются, однако главным содержанием представляется анализ применения движущихся изображений в контексте методической теории и школьной практики исторического образования.

(Закиров О.А. Экран и история: методические проблемы использования киновидеозаписей в школьном историческом образовании / О.А. Закиров // Преподавание истории в школе. – 2014. - № 3. – С. 5 – 14. Библиография с. 14 (10 названий).


Реализация личностно-ориентированного подхода в исследовательской деятельности учащихся IX классов на уроках истории


С введением ФГОС основного общего образования необходимо перестраивать систему методической работы учителя. В основу Стандарта положены деятельностный и личностно-ориентированный подходы, которые направлены на формирование готовности к саморазвитию и непрерывному образованию; активную учебно-познавательную деятельность обучающихся; построение образовательного процесса с учетом индивидуальных возрастных, психологических и физиологических особенностей обучающихся.

Под личностно-ориентированным подходом будем понимать такой подход учителя к ученику, при котором происходит формирование личности и развитие ее творческого потенциала на основе собственного опыта. Фундаментальным аспектом концепции лично стно-ориентированного образования становится решение задачи на личностном уровне, когда она переживается как жизненная проблема.

Реализация деятельностного подхода осуществляется через исследование. Исследовательская деятельность учащихся направлена на приобретение знаний и умений самостоятельным путем с применением научных методов познания. Потребность в методических разработках организации исследовательской деятельности при реализации дичностно-ориентированного подхода на уроках высока. В данной статье представлены фрагменты уроков, посвященных отечественной культуре и быту 1920-1940-х гг. XX в., на основе реализации личностно-ориентированного подхода в исследовательской деятельности девятиклассников.

Далее будут рассмотрены семинар, практическая и лабораторная работы как формы урока, выстроенные на основе исследовательской деятельности.

(Демиденко Р.И. Реализация личностно-ориентировашого подхода в исследовательской деятельности учащихся IX классов на уроках истории / Р.И. Демиденко // Преподавание истории в школе. – 2014. - № 3. – С. 43 – 46. Библиография с. 46 (4 названия).


Ключевые компетенции


Автор рассказывает о формах работы на уроках анализа современной подростковой литературы по технологии РКМЧП (развития критического мышления через чтение и письмо) и стратегии чтения с остановками.

(Шебалкова С.А. О развитии критического мышления учащихся на уроках внеклассного чтения / Светлана Олеговна Шебалкова, учитель русского языка и литературы высшей категории // Литература в школе. - 2014. - № 2. - С. 38 — 41. Библиография с. 41 (9 названий).


Личность


В статье рассказано об уроках, актуализирующих наиболее острые проблемы, поставленные классикой, злободневные и в наши дни, показаны найденные учителем пути её постижения старшеклассниками.

(Айзерман Л.С. Я и мы, или человек среди людей / Лев Соломонович Айзерман, учитель русского языка и литературы, заслуженный учитель Российской Федерации, кандидат педагогических наук // Литература в школе. - 2014. - № 2. - С. 27 — 32. Библиография с. 32 (9 названий).


Разноуровневые задания на уроках


При работе в классах компенсирующего обучения, автор сталкивается со многими психолого-педагогическими проблемами. Прежде всего, это слабо сформированная учебная мотивация; пробелы в знаниях; отсутствие адекватной самооценки; различный темп работы учеников.

Один из способов разрешения подобных вопросов — разноуровневые задания. Они важны как для оценки индивидуальных учебных возможностей учащихся, так и для развития их общеучебных умений и навыков. Системность заданий позволит учителю сделать эффективный выбор: какие умения необходимы в типовых учебных ситуациях, а какие знания перенести в новые условия. При этом развитие навыков самостоятельной работы осуществляется на уровне, характерном для каждого ученика. Роль учителя в этом процессе — оказание индивидуальной помощи учащимся.

(Горяйнов А.П. Разноуровневые задания на уроках / А.П. Горяйнов // Открытая школа. - 2014. - № 1. - С. 18 — 19).


Шекспир на все времена


Представлен сценарий интегрированного урока в 10-м классе с использованием элементов исследовательской технологии.

(Федотова Н. Шекспир на все времена / Наталия Федотова // Учительская газета. – 2014. – 8 апреля. – С. 12).


Здоровьесберегающая аура "вечёрки"


Все составляющие здоровья учащихся в значительной мере определяются условиями жизни в семьи и в школе. Человек в любом возрасте способен и должен регулировать своё психическое состояние и через него влиять на другие элементы здоровья. Это значит, что современная школа должна быть территорией безусловной психической безопасности.

Организатор здоровой среды обитания — учебно-методический центр «здоровье и школа». Разработана долгосрочная комплексная программа, в которой предусмотрены координация всех участников образовательного процесса, а также взаимодействие с организациями города и области по проблемам здоровьесбережения.

(Усова Р.И. Здоровьесберегающая аура «вечёрки» / Р.И. Усова, учитель химии и биологии // Открытая школа. - 2014. - № 1. - С. 22 — 23).


Начальная школа


Арттехнологии в воспитании младших школьников


Обновление содержания образования школьников приводит к поиску новых психолого-педагогических средств воспитания и обучения. К таким средствам относятся различные арттехнологи и (технологии воспитания искусством). Использование в них языка музыки, поэзии, живописи и приемов своеобразного «погружения» в мир природы способствует развитию эмоциональной сферы учащихся, их образного мышления, воображения, творческого потенциала.

В представленных в данной статье арттехнологиях особое внимание уделяется расширению чувственного опыта младших школьников, развитию эмоционально-ценностного восприятия окружающего мира и самих себя, воспитанию нравственных качеств личности,

(Клемяшова Е.М. Погружение в мир природы и техники. Арттехнологии в воспитании младших школьников / Е.М. Клемяшова, кандидат педагогических наук, доцент // Начальная школа. – 2014. - № 3. – С. 53 – 58).


Понимание образа героя-сверстника


Приведены результаты исследования понимания младшими школьниками героя-сверстника в эпических произведениях детской художественной литературы и возможности формирования этого понимания в процессе анализа литературных произведений. Описывается модель беседы на уроке с учениками 3-го класса о логике и нравственных основаниях поступков героя-сверстника в контексте общего замысла литературного произведения. Показано, что разработанные специальные задании вполне доступны младшим школьникам и им нравится участвовать в организованных дискуссиях. Установлено, что такие занятия способствуют развитию понимания содержания произведений литературы и литературного образа героя-сверстника, повышают уровень тендерной толерантности учащихся в оценке нравственных поступков героев противоположного пола.

(В.А.Гуружапов, М.А. Шергина. Развитие понимания младшими школьниками образа героя-сверстника в процессе анализа произведений детской художественной литературы/ В.А.Гуружапов, доктор психологических наук, заведующий кафедрой педагогической психологии Московского городского психолого-педагогического университета, М.А. Шергина, преподаватель кафедры педагогической психологии Московского городского психолого-педагогического университета // Психологическая наука и образовании. – 2013. - № 3. – С. 45 - 54. Библиография С. 54 (15 названий).


Примерные проверочные работы по русскому языку и математике за II полугодие 2013/14 учебного года


Русский язык


Проверочные работы по русскому языку предназначены для оценки достижения планируемых результатов содержательной линии обучения русскому языку (определения уровня усвоения опорной системы знаний и уровня овладения учебными действиями с языковым материалом) и носят рекомендательный характер; они могут быть использованы учителем и в качестве итогового контроля, и в качестве текущей проверки обученности.


Математика


Проверочные работы по математике составлены по учебникам авторского коллектива под руководством M.И. Моро. Работы для I, II и III классов соответствуют требованиям Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования и содержат материал по выделенным в нам дидактическим единицам курса: "Числа и величины", «Арифметические действия», "Работа с текстовыми задачами-, "Пространственные отношения. Геометрические фигуры», «Геометрические величины», "Работа с данными».

С целью проведения разноплановой проверки для каждого класса составлены 7 работ, отличающихся формой предъявления материала.

(Примерные проверочные работы по русскому языку и математике за II полугодие 2013/14 учебного года // Начальная школа. – 2014. - № 3. – С. 61 – 97).


 

Воспитание и дополнительное образование


Полипрофессиональная образовательная среда


Зачем нам государственная система дополнительного образования? В большинстве стран такого явления нет — и ничего, прекрасно живут. Такой вопрос тут же вызывает яростные возгласы работников этой системы, родителей, которые сами учились в кружках, а теперь водят туда своих детей. В нашем сознании дополнительное образование — важнейшее социальное достижение нашей стране оно должно быть бесплатным. Оппоненты же задают вопрос: почему государство должно оплачивать основную часть расходов на индивидуальные образовательные запросы семей? Настолько ли дополнительное образование результативно и эффективно, что способно внести значимый вклад в образование молодого поколения? И здесь расхожими лозунгами об «уникальности», «незаменимости» домов творчества не отделаешься.

(Леонтович А.В. Истоки и социальные смыслы дополнительного (внешкольного) образования: российская модель / Александр Владимирович Леонтович, заместитель директора Московского городского дворца детского (юношеского) творчества, кандидат психологических наук // Народное образование. – 2014. - № 3. – С. 102 – 109).


Сигаретная страна — очень мрачная она


Автор делится сценарием общешкольного мероприятия «Наше здоровье — в наших руках»

(Клещева Н.Н. Наше здоровье — в наших руках / Н.Н. Клещева / Открытая школа. - 2014. - № 1. - С. 34 — 37).


Профилактика наркомании


Сценарий классного часа, посвященного преодолению у учащихся вредных привычек.

(Лебедева О.А. Наркотики: мифы и реальность/ О.А. Лебедева, учитель // Воспитание школьников. – 2014. - № 3. – С. 64 – 71).


Детское досуговое чтение


В статье анализируется содержание чтение для досуга современных школьников, возможности расширения историко-литературной, социокультурной и культуроведческой работы на основе организации чтения детьми книг литературного проекта из Интернета и книг, включаемых в школьные ученические проекты.

(Кутейникова Н.Е., Чудинова В.П. Спорные вопросы детского досугового чтения. Массовая литература и книжные интернет-проекты в круге детского чтения / Наталья Евгеньевна Кутейникова, кандидат педагогических наук, доцент, профессор, Вера Петровна Чудинова, кандидат педагогических наук, доцент // Литература в школе. - 2014. - № 3. - С. 35 — 39. Библиография с. 39 (23 названия).



Коррекционная (специальная) педагогика



Процесс реабилитации


Статья продолжает цикл публикаций, раскрывающих собственно педагогические аспекты реабилитации ребёнка с кохлеарными имплантами. Показано, как закономерные изменение статуса имплантированного ребёнка на разных этапах реабилитационного процесса определяют необходимость постановки принципиально новых задач для сурдопедагога.

(Гончарова Е.Л., Кукушкина О.И. Институт коррекционной педагогики РАО, Москва // Дефектология. - 2014. - № 1. - С. 14 — 16).


Детская нейропсихология


Исследование функций серийной организации движений и действий в графомоторной деятельности у 103 первоклассников (из них 35 с трудностями обучения) проведено с помощью традиционных и 3 новых компьютерных нейропсихологических проб: выполнение графомоторной пробы на планшете и написание фразы. Пробы на планшете позволили проследить ход автоматизации двигательных навыков и констатировать её замедление у детей с трудностями обучения, влекущее за собой надолго сохраняющуюся высокую энергоёмкость письма.

(Кузева О.В. И др. Особенности серийной организации движений у младших школьников в норме и с трудностями в обучении / О.В. Кузева и др. // Дефектология. - 2014. - № 1. - С. 17 — 28. Библиография с.27,28 (16 названий).


Дети-инвалиды


Одна из проблем семьи, имеющей ребёнка-инвалида, - социальная изоляция. Ребёнок обучается в надомной или дистанционной форме. Нередко в населенных пунктах нет кружков и секций для детей с нарушениями слуха, зрения, речи, опорно-двигательного аппарата или интеллекта. Во дворе такой ребёнок из-за своих особенностей не всегда может принимать участие в играх наравне со сверстниками. Мир для таких детей сужается до размеров квартиры.

По условиям значительного регионального социального проекта «Я и мой друг» ребёнок-инвалид может поехать в лагерь с сопровождающим – другом, отсюда и название проекта.

(Кривощёкова Н.М. Профильные смены для детей-инвалидов с участием сопровождающих волонтёров / Надежда Михайловна Кривощёкова // Народное образование. – 2014. - № 2. – С. 97 – 105).


Учебно-познавательная деятельность


В статье изложены результаты экспериментального исследования сотрудничества старших дошкольников с задержкой психического развития со сверстниками и взрослым в учебно-познавательной деятельности. Авторы представляют критериально-ориентированную модель психодиагностического изучения сотрудничества детей. Обосновывается необходимость использования сотрудничества в учебно-познавательной деятельности в структуре коррекционно-развивающей работы.

(Сорокоумова С.Н., Кисова В.В. Особенности сотрудничества старших дошкольников с задержкой психического развития со взрослым и сверстниками в учебно-познавательной деятельности / С.Н. Сорокоумова, В.В. Кисова // Дефектология. - 2014. - № 1. - С. 29 — 38. Библиография с. 37, 38 (12 названий).


Дошкольники с нарушением слуха


В статье представлены результаты изучения особенностей развития эмоциональной сферы детей старшего дошкольного возраста с нарушениями слуха. Описаны методики, позволяющие исследовать особенности выражения собственных эмоций, а также возможности понимания детьми эмоций других детей.

(Сироткина Т.Ю. О некоторых особенностях развития эмоциональной сферы детей старшего дошкольного возраста с нарушениями слуха / Т.Ю. Сироткина // Дефектология. - 2014. - № 1. - С. 52 — 60. Библиография с. 60 (17 названий).



ЕГЭ



Выпускников проконсультируют психологи и студенты


Рособрнадзор заключил соглашение о сотрудничестве с Федерацией психологов образования России. Об этом в ходе пресс-конференции, посвященной предстоящей экзаменационной кампании, сообщил глава ведомства Сергей Кравцов.

По его словам, со стороны Рособрнадзора все работы по подготовке к проведению ЕГЭ завершены, поэтому сейчас необходимо сосредоточиться на создании максимально комфортной обстановки для выпускников. Региональным органам управления образованием рекомендовано активизировать деятельность школьных психологов по оказанию соответствующей помощи школьникам.

С 3 апреля в Рособрнадзоре организована круглосуточная работа call-центра по всем вопросам, связанным с процедурой подготовки и сдачи экзамена. Любой выпускник или родитель может позвонить по телефону 8-800-555-72-73 и получить исчерпывающие ответы на свои вопросы.

В этом году поделятся своим опытом сдачи ЕГЭ с одиннадцатиклассниками и выпускники прошлых лет – участники всероссийского студенческого движения «За честный ЕГЭ». Такая линия будет запущена 10 апреля.

Ответы на свои вопросы ученики, родители и педагоги могут также найти в разработанных Рособрнадзором брошюрах-рекомендациях, где отражены особенности проведения экзамена в 2014 году.

(Симонов А. Выпускников проконсультируют психологи и студенты / Александр Симонов // Учительская газета. – 2014. – 8 апреля. – С. 2).


Педагогическая мозаика


Cнова придется писать сочинения?


Минобрнауки попробует повысить мотивацию школьников к изучению русского языка и литературы. Это может повлечь изменения всей системы итоговой аттестации. Возможно, изменения коснутся заданий в форме сочинения в ЕГЭ, либо выпускникам придется писать творческую работу в качестве допуска к единому государственному экзамену. Тогда сочинение станет своего рода промежуточной аттестацией школьников. Изменения в структуре ЕГЭ возможны лишь с 2015 г. так что выпускникам этого года сюрпризов не будет. Пока все предложения будут проработаны и тестовом режиме, после чего и будет принято окончательное решение.


Перекрёстная проверка ЕГЭ


Теперь работы, написанные в одном регионе, будут отправляться на проверку в другой, «В какой регион — этого знать не будут. Информационная система будет распределять варианты ответов сама и направлять в абсолютно другой субъект России», — заявил глава Рособрнадзора С. Кравцов. Контрольно-измерительные материалы (КИМ) доставят и пункты проведения ЕГЭ за день до него, охраняя под видеонаблюдением. Выпускники смогут анонимно сообщать о нарушения. замеченных непосредственно во время проведения экзамена. В КИМы добавят специальные листки, где можно будет оставить информацию о нарушениях на ЕГЭ. Число вариантов заданий также значительно увеличат, причем дли каждого часового пояса они будут уникальными. Этим частично удастся избежать публикаций материалов в Сети до начала экзаменов. Также планируется ввести институт федеральных инспектором и общественных наблюдателей. В целях предотвращения публикации вариантов заданий в Интернете Рособрнадзор и социальная сеть «В Контакте» договорились о сотрудничестве в период проведения ЕГЭ в 2014 г,


Некоторые предметы ЕГЭ в 2015 г. будут сдавать устно


- В этом году какие-то варианты будут отработаны в пилотном режиме и потом уже будут приняты окончательные решения для широкого применения, — заявил министр образования и науки России Д. Ливанов. Кроме того, в устный блок ЕГЭ добавятся задания из раздела «Аудирование», когда экзаменационные задания записаны на какой-либо носитель и школьники должны работать «на слух». Преподаватели включают аудиозадание и повторяют его 2 раза, после чего дается время на выполнение.

Зампредседателя комитета Госдумы по образованию А. Аршинова считает, что нововведение сделает процедуру сдачи ЕГЭ более прозрачной и позволит исключить лишние претензии. «С помощью записи можно будет проверить и правильность расчета баллов. Если захочешь проверить «стобалльников», то можно будет вернуться к этой части и послушать, как отвечал школьник. Это, конечно, глобально не решает проблему качества проведения экзамена, но как дополнительная мера его усовершенствует».

Сопредседатель межрегионального профсоюза работников образования А.Демидов заявил, что любые действия но изменению КГЭ пока остаются лишь на уровне слов и проектов. «В целом есть радикальное средство - переход от ЕГЭ к другой форме оценки качества знаний. Например, устный экзамен, как было раньше. Можно сделать, как во Франции, когда каждый округ формирует свои тесты».

(Педагогическая мозаика // Открытая школа. – 2014. - № 2. – С. 5).


Пресса



Внеурочная деятельность


В самом общем виде наставничество определяется как способ передачи знаний, навыков и установок от более опытного человека менее опытному. Упоминая о наставничестве в таких его проявлениях, как система взаимного обучения, добровольчество, волонтёрство, тьюторство, коучинг, мы встречаем в истории развития различных культурных сообществ от первобытности до современности.

(Долгушева А.Н., и др. Наставничество сверстников в летнем лагере // Народное образование. – 2014. - № 2. – С 137 – 142).


Детский травматизм


Травматизм представляет серьёзную угрозу для здоровья и жизни взрослых и детей. Особую тревогу вызывает детский травматизм. Ежедневно во сём мире в результате травм и несчастных случаев погибают около двух тысяч детей. Любопытство, потребность в экспериментах и к познанию окружающего мира у детей часто не соответствуют осознанию реальной степени опасности. Это, как и ряд физиологических особенностей делает их очень уязвимыми для травм.

(Степанова М.И. Профилактика детского травматизма в летний период / Марина Исааковна Степанова // Народное образование. – 2014. - № 2. – С 82 – 86).


Консультация


Приближается лето, каникулы! А вместе с ними возрастает волнение руководителей детских оздоровительных лагерей. Независимо от стажа и опыта работы в должности начальника лагеря ежегодно надо оперативно решать вопросы готовности лагеря к началу летнего оздоровительного сезона, нормативно-правового обеспечения, программы жизнедеятельности детей в лагере, подбора кадров, взаимодействия с родителями, профилактики несчастных случаев и многие другие.

Данные консультации, отвечая на традиционно возникающие вопросы, поможет руководителю ДОЛ спокойно и по-деловому приступить к подготовке к сезону отдыха и оздоровления детей.

(Попова И.Н. Консультации / Ирина Николаевна Попова // Народное образование. – 2014. - № 2. – С 127 – 130).


Прогнозируемый жизненный цикл детского лагеря


Данная статья адресована руководителям детских оздоровительных лагерей. Основная цель – рассказать коллегам о некоторых возможностях продвижения услуг детского лагеря на рынке детского отдыха и оздоровления. На первый взгляд, может показаться, что эта тема интересна исключительно руководителям лагерей, оказывающих свои услуги в так называемой коммерческой продаже. Но это далеко не так.

(Данилков А.А. Коммуникативная стратегия детского лагеря на рынке детского отдыха / Андрей Анатольевич Данилков // Народное образование. – 2014. - № 2. – С 82 – 86).


"Раз ку-ку, два ку-ку…": о том, как не надо организовывать жизнь в детском лагере


Своими впечатлениями делится Л.И. Виноградова, методист Федерального центра развития технического творчества учащихся, кандидат педагогических наук, заслуженный работник культуры России.

- Сегодня вожатый на вопрос: "Есть ли в лагере библиотека?", отвечает: "А зачем? Пусть дети читают дома, сюда они приехали отдыхать!". Директор лагеря утверждает, что дети должны забыть о школе, о книге, а вся работа направлена на развлечение, увеселение, создание веселого настроения… Исчезли познавательные, ролевые игры, им на смену пришли кальки низкопробных телевизионных программ: "Мисс лагеря", "Страна любви", "День юного предпринимателя" и др. Поражает не просто отсутствие хоть какой-то подготовки вожатых к работе, а их отношение к детям — неуважение, сквернословие, поголовное курение (хоть и в специально отведенных местах), а главное — равнодушие, полное непонимание детской психологии и всякое отсутствие любви к ребенку. Вместо творческих заданий, познавательных викторин, конкурсов стихов, театральных постановок, скетчей, пантомимы — доморощенные и банальные сказки, которые перед детьми бездарно разыгрывают сами вожатые. Наиболее любимые персонажи, которых предлагают вожатые в своих постановках, — дьяволы, утопленники, вурдалаки, всякая нечисть, танцы в преисподней. Слава Богу, что в неравной борьбе все-таки побеждают ангелы. В столовую идут отряды под речёвку: "Раз ку-ку, два ку-ку, оба плюхнулись в муку". Предлагаемый музыкальный репертуар, который уже становится не просто фоном лагерной жизни, а ее основным содержанием, повергает просто в шок. Вместо звонких, радостных детских песен в нашем лагере с утра до вечера крутилась песня "О Боже, какой мужчина". Этот припев повторялся хором постоянно…

(Виноградова Л.И. О том, как не надо организовывать жизнь в детском лагере / Л.И. Виноградова // Открытая школа. – 2014. - № 3. – С. 34 – 37).


О реализации проекта "Каникулы с пользой"


Проект «Каникулы с пользой» родился в школе «Интеллект-сервис» г. Железнодорожного Московской области два года назад.

Каникулярное время в жизни школьников по времени составляет практически четыре месяца. Это колоссальное временное пространство, которое можно и нужно использовать для развития досуговой культуры детей. Современным детям не хватает опыта организации с пользой своего свободного времени, а ведь это серьезный жизненный навык, с помощью которого формируется образ жизни. Каникулы можно рассматривать как феномен дополнительного образования в различных видах деятельности, сделав их системным педагогическим проектом. Продумывая концепцию проекта, авторы прежде всего хотели, чтобы в нем бы­ло много позитива, спорта, креативных идей, радости от совместного творческого общения, приобретения социального опыта, чтобы, проживая каждый день с пользой, ребята осознавали, что жить интересно --это здорово!

Каждая программа проекта тематическая и имеет свое название, например, «Лето с на­ми», «Осенний сезон фотоохоты за мгновения­ми», «Микс ярких весенних впечатлений + утро по-английски», «Экстрим для тинейджеров», «Do you speak English? или Коммуникативный английский», «Клуб друзей — хочу общаться», «Школа летних приключений», «Играем по-английски с лемуром Джеком» и т. д…

(Нестерович С.А., Воропаева И.П. О реализации проекта «каникулы с пользой» / С.А. Нестерович, директор НОУ СОШ «Интеллект-сервис», г. Железнодорожный Московской области, И.П. Воропаева, кандидат педагогических наук, зам. директора по научно-методической и экспериментальной работе // Воспитание школьников. – 2014. – № 3. – С. 38 – 42).


Бизнес просится в единый учебник истории


Руководство бизнес-ассоциации «Деловая Россия» попросило председателя Российского исторического общества (РИО) Сергея Нарышкина подробнее отразить в концепции единого учебника по истории успехи «выдающихся купцов, меценатов и бизнесменов», которые на протяжении всей истории играли важнейшую роль в развитии страны. Представители деловых кругов хотели бы освободить бизнес от негатива, который насаждался во времена СССР и который сам бизнес впитал в лихие 1990-е, с их челночеством, криминалом и «новыми русскими», и сделать предпринимательство популярным среди талантливой и активной молодежи. Об этом говорится в обращении на имя Нарышкина, которое подписали шесть сопредседателей «Деловой России».

Менять отношение к человеку, занятому в бизнесе, нужно с раннего возраста. А история – самый подходящий для этого инструмент, следует из текста обращения.

Ответственный секретарь Российского исторического общества Андрей Петров сказал, что РИО готово к диалогу с «Деловой Россией» по этому вопросу.

(Козлов П. Бизнес просится в единый учебник истории / Петр Козлов // Известия. – 2014. – 3 апреля. – С. 3).


Для отслуживших в армии выделят бесплатные места в вузах


Каждый солдат-срочник, отслуживший в армии, сможет поступить на бакалавриат и специалитет в институт по специальным квотам. При этом потребуется рекомендация командира.

После окончания службы в армии каждый 20-й срочник сможет поступить на бюджетное отделение в вуз в рамках специальных квот. Соответствующие поправки в законы «Об образовании в Российской Федерации» и «О статусе военнослужащих» подготовило Минобороны. Размеры квот должно установить Минобрнауки. При этом абитуриенту – бывшему солдату понадобится рекомендация командира части. Эксперты считают, что необходимость такого документа – слабое место инициативы военного ведомства, оставляющее возможности для коррупции и произвола.

Сегодня закон «Об образовании в Российской Федерации» дает особые права при поступлении в вуз по программам бакалавриата и специалитета некоторым категориям инвалидов. Для этих категорий абитуриентов устанавливаются специальные квоты для учебы за счет бюджета.

Минобороны предлагает включить в этот список льготников также отслуживших срочников. В пояснительной записке к поправкам отмечается, что квотой смогут ежегодно воспользоваться до 15 тыс. бывших военнослужащих. Два последних призыва – около 150 тыс. новобранцев каждый. То есть квоты рассчитаны примерно на 5 % срочников.

Сейчас у солдат, решивших после армии пойти в вуз, есть право только на поступление на бесплатные подготовительные отделения государственных вузов. Для этого они должны предоставлять рекомендацию от командира части или соединения. Аналогичную практику военное ведомство хочет ввести и для поступления на обучение в вузе.

В Минобороны пояснили, что сейчас такие рекомендации не имеют юридической силы. В случае принятия предложенных поправок министерство подготовит приказ, регламентирующий порядок выдачи этого документа.

Представитель военного ведомства пояснил, что чаще всего рекомендации у своих командиров запрашивают солдаты, которые собираются продолжить службу в силовых структурах. Если речь будет идти о зачислении на бюджетные отделения вузов, контроль за выдачей рекомендаций будет усилен.

В пояснительной записке к законопроекту отмечается, что солдату откажут в рекомендации при наличии неснятых дисциплинарных взысканий или привлечении к уголовной ответственности за время службы.

По мнению ответственного секретаря Комитета солдатских матерей Валентины Мельниковой, необходимость рекомендаций создает предпосылки для вымогательства и коррупции.

– Рекомендацию в части могут не выдать бесплатно – именно в этом в первую очередь слабое место инициативы, – отметила Мельникова.

(Криворучек А. Для отслуживших в армии выделят бесплатные места в вузах / Алексей Криворучек // Известия. – 2014. – 3 апреля. – С. 3).


За третьего ребенка семья получит сертификат на обучение в вузе


Депутат Госдумы Олег Нилов подготовил законопроект о внесении изменений в ФЗ «О дополнительных мерах государственной поддержки семей, имеющих детей», уточняющих круг лиц, имеющих право на государственную поддержку, и цели ее использования. Поправка предусматривает введение государственного сертификата для семей, которые имеют трех и более детей. По этому сертификату один из детей сможет бесплатно получить высшее образование, если ему не удастся поступить в вуз на бюджетное место.

Автор документа рассчитывает, что такой сертификат сможет стимулировать семьи к рождению третьего ребенка.

– Законопроект вносится для поддержки многодетных семей, – заметил Нилов.

Сегодня по российскому законодательству ребенок из многодетной семьи имеет право на компенсацию со стороны государства 50 % от стоимости обучения в высшем учебном заведении. При этом стоимость обучения в самых престижных российских вузах составляет такие суммы, что многодетные семьи из регионов не могут себе позволить платить и половину этих денег, даже с учетом льготы.

Ректор Московского архитектурного института (МАРХИ) Дмитрий Швидковский считает, что введение подобного сертификата способно дать детям из небогатых семей шанс получить образование в лучших вузах страны, а системе высшего образования – отыскать талантливую молодежь даже в самых небогатых семьях.

– Такая система государственного субсидирования высшего образования представителей различных групп малообеспеченных семей успешно практикуется развитыми европейскими странами. Например, в Англии она существует давно и многим дала шанс сделать блестящую карьеру, – говорит Дмитрий Швидковский.

(Рункевич Д. Третий ребенок гарантирует обучение в вузе / Дмитрий Рункевич // Известия. – 2014. – 31 марта. – С. 1).


"ВКонтакте" обвинили в распространении ответов на ЕГЭ-2014


В социальных сетях продолжают распространять ответы на предстоящие Единый государственный экзамен и Государственную итоговую аттестацию. На портале «ВКонтакте» до сих пор не заблокировано порядка сотни групп, которые продают школьникам готовые ответы на ЕГЭ и ГИА. Активисты федерального проекта по онлайн-противодействию незаконной предпринимательской деятельности «БезМошенничествРФ» просят генпрокурора РФ Юрия Чайку провести проверку по факту продажи мошенниками ответов на ЕГЭ и ГИА 2014 года, а также разобраться с утечкой информации.

Ранее молодые активисты завершили специализированный мониторинг российского сегмента сети интернет, в результате которого обнаружили в социальной сети «ВКонтакте» порядка сотни ресурсов, на которых школьникам предлагают купить экзаменационные ответы по цене от 250 рублей до 5 тыс. При этом отмечается, что ответы на ЕГЭ и ГИА существенно подорожают, когда приблизится дата проведения экзаменов.

«Важно также отметить, что некоторое количество групп являются представителями специализированных сайтов по продаже баз данных ЕГЭ и КИМ. Они заявляют, что работают на рынке продаж подобных материалов не первый год. Среди всех предложений можно выделить и такие, которые предлагают к покупке конкретные материалы конкретного варианта КИМ. Продавцы уверяют, что они могут определить варианты КИМ с точностью до конкретного города, поэтому продают точные ответы к ЕГЭ и ГИА», – сообщается в официальном письме на имя генерального прокурора Юрия Чайки.

Волонтеры отмечают, что примерная схема большинства предложений выглядит так: в созданной группе в социальной сети «ВКонтакте» выкладываются сообщения, что за некоторое время до экзамена создатели получают на руки контрольно-измерительные материалы (КИМ) и ответы на них к ЕГЭ и ГИА, после чего они выложат их в группе. За 2–3 месяца создатели предупреждают, что группа станет закрытой или частной, будет переименована и в общем доступе отображаться не будет. Материалы будут предоставлены только тем лицам, которые заранее оплатят счет и предъявят квитанцию об оплате.

– Если утечки и происходят, то, кроме как из оргкомитета проведения ЕГЭ, ответы и варианты тестов не могут взяться. Возможно, КИМ хранятся в какой-то единой базе и эти базы взламывают. Тогда получается, что существует недостаточная защита, хотя на защиту данных и передачи материалов ЕГЭ для проведения экзаменов выделяют огромные средства. Отвечать должны как те люди, которые взламывают базы, так и те, которые передают, – тогда это сфера Минобрнауки, – считает лидер интернетдвижения «БезМошенничествРФ» Владимир Демихов.

В мае 2013 года – еще до начала сдачи школьниками экзамена – на нескольких интернет-ресурсах появились ответы к тестам как минимум по шести предметам: математике, истории, обществознанию, биологии, химии и информатике. Причем данные были опубликованы не только в российских социальных сетях, но и на одном из американских серверов.

В середине июня заместитель министра образования Игорь Реморенко (ушел в отставку в конце июля) заявил о том, что в скандале виноваты хакеры, которые взломали электронную почту ведомства. Спустя несколько дней вице-премьер Ольга Голодец, курирующая социальную сферу, объявила о том, что в 2014 году будет выделено около 300 млн. рублей на дополнительную защиту заданий Единого государственного экзамена от хакерских атак.

(Сивкова А. Во «ВКонтакте» нашлись ответы на ЕГЭ–2014 / Алена Сивкова // Известия. – 2014. – 27 марта. – С. 3).


Льготы педагогов хотят приравнять к чиновничьим


Депутаты нижней палаты парламента готовят поправки в закон об образовании, предоставляющие педагогам те же льготы, которые на сегодняшний день имеют российские чиновники. По мнению парламентариев, введение льгот способно снизить отток квалифицированных и талантливых педагогов из российских средних школ и других учебных заведений, а в дальнейшем эти меры будут стимулировать молодых специалистов пойти работать в сферу образования.

Соавтор законопроекта, зампред комитета ГД по образованию Виктор Шудегов считает, что нововведения также повысят и социальный статус учителя в российском обществе.

– Мы готовим этот документ, чтобы у педагогов были такие же льготы, как и у чиновников. Это даст и ссуды на жилье, и дополнительные оплачиваемые отпуска, и льготные путевки на отдых, и прибавки к зарплатам для молодых специалистов. Эти изменения поспособствуют популяризации профессии, а в итоге повысят качество образования, – сказал Шудегов. – Молодые таланты останутся в учебных заведениях и не будут искать другой работы.

Приобретать определенные льготы, по словам Шудегова, педагоги будут согласно стажу их работы в сфере образования.

– Сейчас мы остановились на определенной схеме. Если молодой человек уже три года отработал педагогом, он получает 50 % прибавки к своему окладу, ссуду на недвижимость и льготную путевку на отдых, которую государство наполовину будет оплачивать раз в год. Те, кто проработал 5 лет, смогут получить дополнительный оплачиваемый отпуск, – рассказал депутат. – Тем, кто проработает 10 лет в сфере образования, мы предлагаем выдавать жилье. Первоначально в виде ссуды, половина которой будет списана с педагога, если он проработает еще 5 лет. Вторая половина будет списана после еще 5 лет работы.

К концу прошлого года зарплаты российских учителей достигли уровня средней зарплаты по своему региону. Однако в разных субъектах федерации зарплаты педагогов могут значительно отличаться. При этом сфера среднего образования всё еще испытывает недостаток в профессиональных кадрах, в том числе и в крупных городах.

(Малай Е. Льготы педагогов хотят приравнять к чиновничьим / Елена Малай // Известия. – 2014. – 26 марта. – С. 3).


МВД просят освободить школьников от поборов


Законодатели направили главе ведомства Владимиру Колокольцеву жалобы родителей школьников на руководство учебных заведений.

Депутат нижней палаты парламента Виктор Шудегов направил на имя министра внутренних дел Владимира Колокольцева запрос с просьбой проверить многочисленные жалобы родителей на директоров и учителей школ, которые вынуждают их выделять средства на ремонт учебных помещений. Законодатель заметил, что действия школьного руководства незаконны и является банальными поборами, так как деньги на ремонт выделяются школах из бюджета. Шудегов просит министра провести проверки и наказать педагогов за обман родителей.

К своему запросу депутат приложил многочисленные жалобы на школьные поборы, которые ему присылают граждане из разных регионов страны.

(Рункевич Д. Бороться со школьными поборами будет полиция / Дмитрий Рункевич // Известия. – 2014. – 20 марта. – С. 3).


О ЕГЭ


Как будут защищены в этом году тесты ЕГЭ? Что предлагают в сети под видом «реальных заданий»? Почему так мало выпускников в этом году сдают экзамен досрочно? На эти и другие горячие вопросы отвечал руководитель Рособрнадзора Сергей Кравцов.

Сергей Кравцов рассказал, что в этом году приняты очень серьезные меры информационной безопасности. В частности – по защите и транспортировке заданий.

– Что касается ЕГЭ-туризма, то сейчас мы отслеживаем переезды выпускников из одного региона в другой после третьей или четвертой четверти. У нас есть списки по всем регионам и каждый случай на контроле, – подчеркнул глава Рособрнадзора. – Понятно, что есть и объективные ситуации, мы все это учитываем. И на сегодняшний день тревожной информации у нас нет.

ЕГЭ для выпускников – определенный стресс. Теперь в подготовке к ЕГЭ будут участвовать не только учителя, но и психологи. Буквально на днях Рособрнадзор заключил соглашение с Федерацией психологов образования и призвал региональных министров активнее вовлекать в подготовку к ЕГЭ школьных психологов.

– В рамках движения «За честный ЕГЭ» мы запускаем большой информационный проект и открываем «горячую линию» общения с выпускниками прошлых лет, которые успешно сдали единый госэкзамен. Линия будет бесплатной и начнет работу с 10 апреля. В Рособрнадзоре начал работу круглосуточный call-центр, где наши специалисты ответят на любой вопрос о едином госэкзамене, – рассказал Сергей Кравцов.

Можно отправить вопрос по электронной почте2014ЕГЭ@mail.ru или позвонить по телефону 8-800-555-72-73. Кроме того, Рособрнадзор подготовил брошюры для учеников, родителей, учителей и информационные ролики о правилах единого госэкзамена, которые уже размещены в Интернете.

21 апреля начнется досрочная сдача ЕГЭ. «Почему в этом году в ней будут участвовать в два раза меньше школьников, чем прежде» – поинтересовались журналисты.

– В прошлом году ЕГЭ досрочно сдавали около 2000 человек, в этом подтвердили участие в досрочном ЕГЭ только 957 выпускников. Так же уменьшилось количество пунктов проведения экзаменов досрочной волны. В 2013 году их было 125, а в 2014 останется только 78.

Рособрнадзор проанализировал ситуацию 2013 года и выяснилось, что многие выпускники необоснованно сдавали ЕГЭ досрочно.

Всего ЕГЭ в 2014 году будут сдавать 760 тысяч человек. Для них откроется 5959 пунктов сдачи экзамена. Это меньше, чем в прошлом году. Причина оптимизации – усиление мер информационной безопасности.

Какие предметы по выбору больше всего хотят сдавать выпускники?

– Есть рост числа записавшихся на естественнонаучные дисциплины – физику, химию, биологию, – сказал Кравцов.

В этом году вместо пропуска на ЕГЭ достаточно предъявить паспорт. Но все ли выпускники успеют его получить? По словам главы Рособрнадзора, заключено соглашение с Федеральной миграционной службой о том, что паспорта выпускникам, которые сдают ЕГЭ, будут готовиться в упрощенном порядке, быстрее, чем обычно. Информация об этом есть в региональных министерствах, ведомствах и отделениях ФМС.

Спросили Сергея Кравцова об инициативе одного из министерств, которое якобы собирается запустить в Сеть фальшивые вопросы ЕГЭ, чтобы запутать школьников, которые хотят списать с помощью Интернета.

– Инициативу не так поняли. В Интернете есть сайты социальных групп, которые якобы предлагают вопросы и ответы ЕГЭ. Сайты эти нам известны, мы их мониторим, и на сегодняшний день вопросов к ЕГЭ – 2014 там нет. Под видом КИМов 2014 года зачастую предлагаются экзаменационные материалы 2013 года либо задания из открытого банка данных. Перечень сайтов мы направляем в правоохранительные органы.

Одновременно мы решили открыть экзаменационные материалы 2013 года. Во-первых, для того, чтобы выпускники могли сравнить то, что им предлагают скачать под видом ЕГЭ-2014. Во-вторых, для того, чтобы они могли еще раз все прорешать и подготовиться к экзамену, – поставил все точки над «и» Кравцов.

По его словам в банке данных около 60 тысяч открытых заданий. Школьники активно их решают.

(Ивойлова И. ЕГЭ по–честному / Ирина Ивойлова // Российская газета. – 2014. – 4 апреля. – С. 1,3).


Новейшие профессии


130 новых профессий появятся и будут востребованы в ближайшем будущем. Такой прогноз сделали эксперты по результатам масштабного исследования «Форсайт компетенций 2030», которое провели Агентство стратегических инициатив и Московская школа управления «Сколково».

Ментор стартапов, прораб-вотчер, глазир, форсайтер, дизайнер интерфейсов, проектировщик нейроинтерфейсов... Необычных профессий появится достаточно, и многие из них гарантируют достойную зарплату.

– Люди, которые освоили наиболее дефицитные новые профессии, получают сейчас от 100 до 120 тыс. рублей, – рассказал руководитель службы по связям с общественностью компании HeadHunter Иван Тютюнджи. – Столько, к примеру, получают дизайнеры интерфейсов, у которых опыт работы больше трех лет. Молодые же специалисты вполне могут рассчитывать на заработную плату в 50-60 тыс. Квалифицированный айтишник получает около 150 тыс. рублей и даже выше.

Где учиться?

– В учебных заведениях уже созданы определенные кафедры или подразделения, которые находятся на этапе запуска новых образовательных программ по профессиям будущего, – отметил руководитель Центра образовательных разработок «Сколково» Денис Конанчук. – Однако со временем понадобится и массовая переподготовка кадров по новым специальностям.

Кое-какие интересные профессии можно получить в российских вузах уже сейчас. Помимо постылых менеджеров и маркетологов наши преподаватели берутся подготовить персональных бренд-менеджеров, проектировщиков индивидуальной финансовой траектории, тайм-брокеров, форсайтеров. Такие направления встречаются в Высшей школе экономики, РЭУ им. Плеханова, Российской академии народного хозяйства и государственной службы, МГУ.

Как постигать?

Полноценные учебные курсы по новым профессиям могут появиться нескоро. Надо издать учебники, отработать методики, разработать и утвердить образовательные стандарты, подготовить преподавателей. В любом случае традиционное образование требует много времени и зачастую денег. Вместо посещения лекций и семинаров студенты новых профессий могут взять онлайн-курсы. Они бесплатны, доступны в любом месте, где есть Интернет, их подготовка занимает меньше времени, а содержание можно постоянно обновлять – поэтому знания, полученные при виртуальной учебе, обычно бывают более актуальными, чем вычитанные в бумажных классических учебниках.

Где и чему можно поучиться?

Во-первых, существуют и активно используются ведущими университетами всего мира платформы Coursera и EdX. Из отечественных вузов с ними работают МГУ, МФТИ, МИФИ и многие другие. Качество знаний при должном прилежании виртуального студента будет не хуже, чем у очника, обучающегося на той же программе по старинке. Диплом государственного образца, правда, никто не выдаст. Но, как рассказали специалисты по подбору персонала, в этом нет ничего страшного – в России большинство соискателей устраиваются на работу не по той специальности, по которой они получили документ об образовании. Тем более когда речь идет о совсем новых, только что появившихся профессиях.

Еще одна платформа для онлайн-учебы только приживается в России. Называется она iTunes U и предназначена для «яблочной» техники, в первую очередь – планшетов.

Большинство онлайн-курсов проводят на английском. Так что хорошая лингвистическая подготовка при освоении новых профессий сильно упрощает задачу. Впрочем, в последние время стали появляться и занятия на русском языке.

(Иванова А., Дуэль А. Я бы в глазиры пошел… /Анастасия Иванова, Алексей Дуэль // Российская газета. Неделя. – 2014. – 27 марта. – С. 14).


Об аттестации директоров


Аттестация московских директоров школ теперь проходит под пристальным наблюдением интернет-пользователей. Заседания аттестационной комиссии можно смотреть онлайн, а сама система назначения руководителей школ в последние годы кардинально изменилась. Городские власти теперь гласно и открыто нанимают по срочному контракту высококлассных специалистов. Их труд хорошо оплачивается, но в ответ город требует от директоров качественной работы.

Система назначения директоров еще несколько лет назад была весьма непрозрачной. На должности мог оказаться человек хоть и с большим стажем в системе образования, но недостаточно компетентный для менеджерской работы, причем занимать этот пост он мог очень долго. Как работали директора, оказавшиеся на своем месте чуть ли не с советских времен, какие результаты показывала школа под их руководством – если и волновало чиновников, то повлиять на них было сложно. Однако идеология подбора руководителей в последние годы радикально поменялась.

Во-первых, все директора школ были переведены на срочные контракты – как правило, на период в пять лет для школ, которые находятся на топовых позициях, и меньше пяти лет для школ, которые не показывают выдающихся результатов. Контрактная система оказалась хорошим мотиватором для управленцев – человек, который становится директором, теперь понимает, что за время действия договора он должен оказать положительный результат, чтобы город мог понять, нужен ли ему этот специалист на посту. А результат работы директора и коллектива школы в целом выражается в успехах учеников – какие оценки они получают на независимой аттестации, как сдают ЕГЭ, чего достигают на предметных олимпиадах.

Во-вторых, процедура назначения директоров стала абсолютно открытой и прозрачной. Сначала все кандидаты на пост директора – это и прежний руководитель, у которого закончился контракт, и претенденты на его место – должны пройти одну из необходимых процедур профессиональной аттестации в Московском центре качества образования. Экзаменационные вопросы для педагогов – это тесты, вопросы и кейсовые задания. Управленцы, руководящие школами, входящими в топ-100 образовательных учреждений, вообще не сдают теоретические задания, те, кто ниже в рейтинге, – сдают лишь один блок, кто еще ниже – два блока. Кроме того, система испытаний устроена не по принципу «выучить билеты и сдать» – в ней нет готовых вариантов заданий. Есть лишь пять блоков знаний, и когда кандидат в директора начинает тестирование, для него автоматически формируется билет, который больше никогда не повторится.

Затем претендентам, прошедшим аттестацию, нужно миновать еще один рубеж – аттестационную комиссию. Причем московскому педагогическому сообществу нечего скрывать – аттестации с недавних пор транслируются в Интернете. «У нас по регламенту заседания проводятся раз в месяц, в Сети велась уже четвертая прямая трансляция, – рассказывает директор Московского центра качества образования Алексей Рытов. – Записи выкладываются и хранятся в открытом доступе на сайте Департамента образования, и все желающие могут их просмотреть. Основная масса зрителей – это руководители, которым предстоит аттестация, и те, кому интересно, как проходит такой процесс. Как шоу для всех горожан это событие вряд ли будет интересно, все-таки заседание длится два-три часа, и это зрелище для профессионалов. Но последнее заседание смотрели примерно 150 человек».

После аттестационной комиссии кандидаты проходят через отбор Совета по назначению директоров, в который входят не только представители системы образования, но и общественных организаций, депутаты Московской городской Думы. Окружное управление образования на назначение директора школы выдвигает не менее трех кандидатов, из которых совет должен отобрать двоих – их направляют на обсуждение в управляющий совет школы. Этот совет состоит в основном из родителей, и уже он выбирает одного из претендентов, которого впоследствии утверждает Департамент образования Москвы. В итоге процедура назначения получается открытой, гласной и публичной, многоуровневой. В процедуре на всех этапах принимают участие как представители общественности и образовательного сообщества, так и родители, а отбор идет с учетом знаний кандидатов об организационной работе, менеджменте и нюансах законодательства.

Современный руководитель московской школы совсем не похож на директора прошлых лет, который управлял учреждением в 400 человек, все вопросы которого решались в высоких кабинетах, а он только претворял в жизнь спущенные сверху решения. Сейчас директора руководят школами, в которых 1500–3000 учащихся, по сути, огромными сложными комплексами. Потому это менеджеры высокого уровня, которые весьма самостоятельны и несут большую ответственность за свои решения. Не случайно директор в Москве получает приличную зарплату, с коэффициентом не менее 3 к средней зарплате учителя в своей школе, и это при том, что в среднем зарплата учителя в столице сейчас 70 тыс. руб.

(Шпаков А. Новый директор московской школы / Александр Шпаков // Независимая газета. – 2014. – 27 марта. – С. 6).


Авторизуйтесь для того, чтобы иметь возможность оставлять комментарии.

Задать вопрос