В вашем браузере отключен JavaScript. Из-за этого многие элементы сайта не будут работать. Как включить JavaScript?

Учебно-Методический портал

Дайджест образовательной прессы (январь 2014)

2 февраля 2014

В этом месяце

1. Профессиональные периодические издания


2. Пресса


Образовательная политика


Финансовое обеспечение


Как известно, причины стабильности (нестабильности) финансового положения бывают вешними и внутренними. Начиная с 1990 годов, в условиях новой экономической реальности, в школьном образовании есть и те, и другие.

(Федотова М.В. Финансовое обеспечение: что препятствует полноценной работе и развитию школьного образования / Мария Вячеславовна Федотова, доцент // Народное образование. - 2013. - № 10. - С. 51 — 57).

В любом обществе финансовая деятельность представляет собой интерес планового распределения (перераспределения) и эффективного использования денежных средств для практического выполнения задач и функций государства и муниципальных образований. Сегодня в условиях рыночной зкономики финансирование школ государством остаётся одной из актуальных задач государственного бюджета.

(Романов А.Н., Антипин И.А.Многоканальное финансирование школ как условие их эффективной деятельности / А.Н. Романов, доцент, И.А. Антипин, доцент // Народное образование. - 2013. - № 10. - С. 58 — 62).

За последние два года в школьном образовании изменилось многое. Наиболее заметные нововведения — новые федеральные стандарты образования, укрупнение школ и переход на подушевое финансирование. Рискнём предположить, что второе и третье направление перемен окажут на российскую школу несравненно большее влияние, чем первое, причём влияние как концептуальное, так и структурное, результатом чего станет заметно отличающийся от недавнего лик российского среднего образования. Опасаемся, сто отличающийся не в лучшую сторону.

(Кузнецов А.В. Эпоха перемен: преимущества блокируются финансовыми условиями / А.В. Кузнецов, учитель // Народное образование. - 2013. - № 10. - С. 63 — 67).

Перспективы среднего профессионального образования

Эксперты обсудили, каким образом в России можно развивать среднее профессиональное образование. Своим опытом на «круглом столе» в Аналитическом центре при правительстве поделились организаторы соревнований профмастерства WorldSkills Russia. Правда, пока свой опыт успешным считают только они сами. На Всемирном чемпионате профессий российская команда заняла лишь 41-е место из 54 возможных.

(Мухаметшина Е.Мы наплодили столько институтов / Елена Мухаметшина // Открытая школа. - 2013. - С. 5 — 7).


О предоставлении компенсации

Правительство Российской Федерации.

О предоставлении компенсации расходов на оплату жилых помещений, отопления и освещения педагогическим работникам, заместителям руководителей, руководителям структурных подразделений и их заместителям, состоящим в штате по основному месту работы в федеральных государственных образовательных организациях, проживающим и работающим по трудовому договору в сельских населенных пунктах, рабочих поселках (поселках городского типа) : Постановление Правительства РФ от 26.10.2013, № 963 (с приложениями) // Официальные документы в образовании. – 2013. – № 34. – С. 87–90.


Дистанционный работник

Министерство труда и социальной защиты Российской Федерации. Федеральная служба по труду и занятости.

[Особенности трудового договора дистанционного работника] : Письмо Роструда от 07. 10. 2013, № ПГ/8960–6–1 // Официальные документы в образовании. – 2013. – № 34. – С. 94–95.

Федеральный перечень учебников

Министерство образования и науки Российской Федерации.

Об утверждении порядка формирования федерального перечня учебников, рекомендуемых к использованию при реализации имеющих государственную аккредитацию образовательных программ начального общего, основного общего, среднего общего образования // Официальные документы в образовании. – 2013. – № 35. – С. 68–93.

Детские территории развития

В статье анализируются проблемы воспитания и развития ребенка вне семьи, в условиях городской среды. Отмечается, что бедность значительной части населения России, свертывание городской системы дополнительного образования, отсутствие городских площадок и зон общения взрослого и ребенка являются преградой для развития творческого потенциала. Автор предлагает ориентировать бизнес на создание не центров развлечений, а центров увлечений.

(Радченко А.Ф. Роль среды обитания в воспитании и развитии молодого поколения / А. Ф. Радченко // Педагогика. – 2013. – С. 61 – 65. – Библиография с. 65 (3 названия).



Управление образованием



Творческая технологическая среда


В статье рассматриваются особенности создания творческой технологической среды учащихся с расширенным составом субъектов (школы, вузы, производственные предприятия и т.д.) с учетом их возможностей и ресурсов в качестве учебно-материальной базы технологического и творческого пространства. Предложен вариант комплексной программы деятельности субъектов творческой технологической среды.

(Тигров В.В., Тигров В.П. Проектная деятельность учащихся в условиях творческой технологической среды) / В. В. Тигров, В.П. Тигров // Педагогика. – 2013. – С. 43 – 48. – Библиография с. 48 (4 названия).

Профессиональная подготовка учителей истории


В настоящее время в российской высшей школе завершается процесс перехода на новые Федеральные государственные образовательные стандарты высшего профессионального образования. В ряде вузов, в том числе и на историческом факультете МПГУ, в текущем учебном году предстоит впервые выпустить бакалавров, освоивших основную образовательную программу по направлению подготовки «Педагогическое образование».

Каковы принципы проектирования структуры подготовки будущих учителей истории? Какие дисциплины должны входить в учебный план подготовки учителя истории? Как должны измениться подходы к организации процесса обучения в школе? Как должна выглядеть итоговая государственная аттестация? Ответы – в статье.

(Клименко А.В., Несмелова М.Л. Вопросы профессиональной подготовки и аттестации учителей истории / А.В. Клименко, М.Л. Несмелова // Преподавание истории в школе. – 2013. - № 10. – С. 3 – 30).


Вызов времени


Евгений Ямбург, директор центра образования № 109, руководитель рабочей группы по разработке профессионального стандарта педагогической деятельности:

«Мы идем к тому, чтобы у нас в России, как и во всем цивилизованном мире, у каждой профессии был свой стандарт. Стандарт учителя, который мы разработали, будет введен с 1 января 2015 года, весь 2014 год мы будем его апробировать в разных регионах России. Я уверен, что этот стандарт нужен и важен, он будет внедряться на добровольной основе 4 года, кто не хочет, может работать и дальше по квалификационным характеристикам. Всех волнует, как бы с помощью этого стандарта не замучили учителя, но нужно понимать, что параллельно с этим стандартом должен быть изменен и стандарт педобразования, и документ, регламентирующий процедуру аттестации. Обязательны для введения в профессию стажировки, стажировочные площадки, где будущие педагоги смогут посещать мастер-классы. Сегодня есть мастера, владеющие практиками, их пока что не очень много, но отрывать их от детей нельзя, их уроки должны быть открыты для всех, чтобы стажеры имели возможность наблюдать за их работой, за это мастерам надо платить, сократить им нагрузку в школе, чтобы они работали на будущее, эти идеи тоже заложены в нашем стандарте»...

(Ямбург Е. Вызов времени / Евгений Ямбург // Учительская газета. – 2014. – 7 января. – С. 2).


«Это не моя проблема», «Мне за это не платят»... Эти слова нельзя произносить в школе!


Неважно, что вы хотели сделать, важно — что получилось! Та реальность, что окружает нас, создана нашими стараниями. Если она нас не устраивает, то почему? Вы не осознаете того, чего хотите или неправильно действуете?

В школе крайне важно любому сотруднику осознанно выбирать слова и фразы. Любая цитата руководитеял должна побуждать людей следовать за ним, а цитата исполнителя — транслировать его желание сделать всё лучшее для коллектива.

(Завьялова И.А. Слова, которые нельзя произносить в школе / И.А. Завьялова // Открытая школа. - 2013.- С.13 — 15).


Наркомания


«Федеральный закон о тестировании школьников и студентов на наркотики» подписан Президентом России 7 июня 2013 года и вступит в силу спустя полгода. Закон предусматривает, в частности, добровольное тестирование школьников и студентов на предмет употребления наркотических средств. В статье авторы касаются данной проблем, анализируют познавательную часть и трудности, с которыми встретятся исполнители в процессе тестирования школьников и студентов.

(Чумаков Б.Н.и др. Медицинские, биологические и психолого-педагогические проблемы тестирования школьников на наркотики / Б.Н. Чумаков, доктор медицинских наук, профессор, О.В. Мелкадзе, кандидат биологических наук, доцент, Соболевская Т.А., кандидат психологических наук, Морозова Т.Ю., научный сотрудник // Биология в школе. - 2013. - № 10. - С. 3 — 17. Библиография с. 17 (14 названий)


Учитель года России - 2013

На протяжении всего года «Учительская газета планирует публиковать не только очерки о финалистах Всероссийского конкурса «Учитель года – 2013», но и знакомить читателей с методикой, авторскими разработками. В этом номере портрет абсолютного победителя конкурса Андрея Сиденко: «Школа заставляет меня все время развиваться. Невозможно стоять на месте. Дети разные. У каждого свои потребности. И к каждому надо найти свой подход…Надо менять программы и учебники по информатике. Очень много нестыковок. Например, в восьмом классе мы 45 минут учимся форматировать текст, потом столько же времени – создавать маркированные и немаркированные списки – так по программе. А дети умеют это делать уже с пятого класса. Учебник по информатике должен быть недописанным, чтобы учитель мог в него добавить те разделы и главы, какие посчитает нужными…Современные дети в отличие от большинства взрослых уже имеют начальный информационно-коммуникационный капитал. Это то же самое, что ехать на машине и бросать теннисные мячи. У них изначально будет другая скорость, потому что они стартуют с движущегося объекта. Этот движущийся объект применительно к детям - информационная среда, в которой они живут, в которую погружены. Они строят свое общение в информационном поле, а не только при личных встречах. Это дает им возможность развиваться быстрее, чем их родителям. А их дети будут развиваться еще быстрее. Говорят, что мы живем в информационном мире, но я с этим не согласен. Возможно, наши дети будут жить в нем. У нас не сформирована информационная культура. Мы не умеем выделять в гигантском потоке информации нужную и полезную нам. Как только научимся это делать, можно будет считать наше общество информационным. Я мечтаю, чтобы мои выпускники были культурными людьми. Чтобы они обладали настоящей информационной культурой, а не только теми компетенциями, что предполагает новый стандарт. Чтобы умели определять для себя в каждой конкретной ситуации важное и нужное. Учитель информатики – это не учитель, который учит, как компьютером пользоваться или программы составлять. Это учитель, который формирует у детей информационную культуру».

(Положевец П. Неоконченный портрет / Пётр Положевец // Учительская газета. – 2014. – 7 января. – С.4,5. Методический материал Андрея Сиденко на стр. 11). 


Психологическая служба


Многочисленные исследования показывают, что педагогическая профессия — одна из тех, которая в большей степени подвержена влиянию профессионального выгорания. Одной из форм эффективной психологической помощи педагогам является тренинговое занятие, которое включает в себя психологическое консультирование (мини-лекцию), релаксацию, музыкальную психотератию, анализ проблемных ситуаций и способов их решения, коммуникативные игры и упражнения. Практико-ориентированное занятие для педагогов «Это в ваших силах» относится к подобного рода встречам, призванным снижать эмоциональные перегрузки и мышечное напряжение, развивать позитивное восприятие себя, актуализировать внутренние ресурсы человека.

(Пазухина И.А. Практико-ориентированное занятие для педагогов «Это в ваших силах» / И.А. Пазухина // Дошкольная педагогика. - 2013. - № 10. - С. 52 — 55).



Научные сообщения


Моделирование процесса обучения


В статье приводятся аргументы, которые позволяют рассматривать нематериальное моделирование как универсальный способ осуществления любой деятельности, базирующийся на врожденной способности сознания создавать образы реальной и воображаемой действительности. Обоснована целесообразность рассмотрения компетентности в области информационного моделирования как общекультурной.

(Минькович Т.В. Моделирование как универсальный способ осуществления деятельности / Т. В. Минькович // Педагогика. – 2013. – С. 34 – 42. – Библиография с. 42 (18 названий).


Особенности развития растущего человека


Проанализированы изменения в психофизиологическом и личностном развитии современных детей и подростков; субъективная позиция взрослых по отношению к детям; изменение жизненного пространства, в которое сегодня вступает ребенок. Рассмотрены задачи РАО в построении системы образования, обеспечивающей оптимальное развитие растущего человека.
(Фельдштейн Д.И. Задачи Российской академии образования на исторически новом уровне движения общества / Д.И. Фельдштейн // Педагогика. – 2013. – С. 3 – 13)



Технология и практика обучения и воспитания



Урок математики: опыт, методика


Традиционно единицей учебного времени в школе является урок. Но не всегда за один урок удается охватить материал в полном объёме, иногда для этого необходимо несколько уроков, совокупность которых можно назвать циклом. Технология учебных циклов относится к группе модульно–блочных технологий. В течение нескольких лет в составе творческой группы автор изучала данную технологию, разрабатывала циклы уроков и использовала их в своей работе. Предлагается вниманию читателей цикл из четырех уроков по теме «Решение неравенства первой степени с одной переменной» в 8–м классе.

(Григоричева Г. Четырехуровневый цикл по теме: «Решение неравенств с одной переменной» / Г. Григоричева, учитель математики высшей квалификационной категории // Учитель. – 2013. – № 6. – С. 2 – 4. Библиография с.4 (1 название).

Смешанное обучение


В 2012-2013 учебном году впервые в российском образовании был начат инновационный проект по апробации моделей смешанного обучения. Что же представляет собой смешанное обучение на практике? Чтобы ответить на данный вопрос, в качестве основных моделей этого типа обучения, в статье рассматривают ряд видов, которые подразумевают сочетание и чередование очного и электронного обучения и взаимодействия (модели «Перевернутый класс», «Смена рабочих зон», «Автономная группа»).

(Бураковская Н. Смешанное обучение на уроках русского языка как инновационная технология преподавания / Н. Бураковская // Учитель. - -2013. - № 6. - с.21 — 23. Библиография с. 23 (3 названия).


Применение кейс-технологий на уроках биологии


Кейс – это разбор ситуации или конкретного случая, деловая игра. Суть технологии состоит в том, что в основе его используются описания конкретных ситуаций или случая. Представленный для анализа случай должен отражать реальную жизненную ситуацию. В описании должна присутствовать проблема или ряд прямых или косвенных затруднений, противоречий, скрытых задач для решения, требуется овладение предварительным комплексом теоретических знаний для их переноса в практическую область решения конкретной проблемы.

Обсуждаемая в статье кейс–технология – адекватный инструмент формирования компетентностей, выходящих за пределы учебного пространства, формирование интереса к профильной мотивации.

(Лисовская Л., Масленникова О. Применение кейс–технологий на уроках биологии в условиях реализации ФГОС второго поколения / Л. Лисовская, кандидат педагогических наук, доцент, О. Масленникова, зам. директора по УВР, учитель биологии и химии высшей категории // Учитель. – 2013. – № 6. – С. 9 – 11. Библиография с.11 (8 названий).


Активизация процесса обучения


В статье рассматривается один из эффективных инструментариев формирования личностных результатов обучающихся – активизация процесса обучения географии. Дается характеристика основных видов активизации процесса обучения и проводится связь между активизацией и формированием личностных универсальных учебных действий.

(Репринцева Ю.С. Активизация процесса обучения географии как эффективный инструментарий формирования личностных результатов обучающихся / Ю.С. Репринцева, кандидат педагогических наук, доцент // География в школе. – 2013. – № 10. – С. 40 – 41. Библиография с.41 (4 названия).


Индустрия туризма


Автор даёт характеристику индустрии туризма, раскрывает основные проблемы её развития, предлагает разработку проектных заданий для учащихся с целью изучения этой темы в школе.

(Сухинин С.А. Практическая составляющая при изучении туризма как перспективной отрасли экономики в школьном курсе географии / С.А. Сухинин, кандидат педагогических наук // География в школе. – 2013. – № 10. – С. 42 – 47. Библиография с.47 (8 названий).


Информационнообразовательная среда

Автор делает обзор ресурсов из «Единой коллекции цифровых образовательных ресурсов».

(Нижарадзе Г.А. Электронные (цифровые) ресурсы в преподавании географии России / Г.А. Нижарадзе, преподаватель кафедры методики обучения географии МИОО // География в школе. – 2014. – С. 48 – 49. Библиография с.49 (6 названий).


Рабочая программа

Автор дает разъяснения о том, что такое рабочая программа, какова её структура, об исходных документах для составления рабочих программ.

(Стрельникова Т.Д. Методические рекомендации по составлению рабочих (образовательных) программ / Т.Д. Стрельникова, доцент кафедры гуманитарного образования Липецкого ИРО, доцент кафедры ЭМиМ Финансового университета при Правительстве РФ // География в школе. – 2013. – № 10. – С. 32 – 39. Библиография с. 39 (2 названия).


Биологическое образование школьников

В статье обсуждается тенденция виртуализации и роста интерактивности методов и форм биологического образования школьников. Сопоставлены возможности и трудности, а также некоторые организационные и методические условия использования натуральных и виртуальных средств обучения. Показана целесообразность комплексного использования обеих групп средств в связи с поставленными педагогическими целями и задачами. Подчеркнута сущностная необходимость натуральной наглядности в биологическом образовании.

(ПшеничнерА.Б. Биологическое образование: реальное или виртуальное? / А.Б. Пшеничнер, педагог-психолог // Биология в школе. - 2013. - № 10. - С. 39 — 44. Библиография с. 44 (6 названий).


Учебный модуль

В статье рассматриваются ключевые направления реализации федерального государственного образовательного стандарта среднего (полного) общего образоавния в контексте профильного обучения учащихся.

(Уткина Т.В. Учебные модули — средство повышения качества естественнонаучного образования при реализации ФГОС / Т.В. Уткина // Биология в школе. - 2013. - № 10. - С. 64 — 75. Библиография с. 75 (5 названий).


Языковая личность

Автор статьи обращает внимание читателей на то, что проектно–исследовательская деятельность может стать механизмом самовключения учащихся в развивающую речевую среду, условием для достижения эффективных результатов обучения русскому языку.

(Пахнова Т.М. Исследовательская деятельность учащихся как средство воспитания языковой личности / Т.М. Пахнова, кандидат педагогических наук, профессор // Русский язык в школе. – 2013. – № 12. – С.3 – 6. Библиография с. 6 (3 названия).


Лексика

Сегодня в обществе активно обсуждается проблема огрубления и засорения русского языка, падения интереса к нему, утраты народом связи с историческими корнями. Автор предлагает изучать историю русского языка как на уроках, так и в процессе факультативной и кружковой работы, и при организации исследовательской деятельности учащихся. В качестве примера рассказывается об аспектах работы над исследованием на тему: «Лексика как средство создания исторического колорита в произведениях современных российских писателей (на материале книг Елизаветы Дворецкой)

(Торопчина Л.В. Проектная деятельность учащихся на материале современного исторического романа и литературы жанра фэнтэзи / Л.В. Торопчина, кандидат филологических наук, заслуженный учитель РФ // Русский язык в школе. – 2013. – № 12. – С.7 – 9).


Внеурочная деятельность

Автор обосновывает необходимость внеурочной деятельности как важного фактора реализации задач развития, воспитания и социализации школьников и предлагает конкретные формы внеурочной работы.

(Якунина М.Л. Интеграция урочной и внеурочной деятельности в предметной области «Филология»: кружок «Юный журналист». / М.Л. Якунина // Русский язык в школе. – 2013. – № 12. – С. 31 – 37. Библиография с. 37 (6 названий).


Неделя географии

Своеобразие недели географии заключается в том, что она включает в себя индивидуальную, групповую, массовую работу по предмету, привлекает школьников познавательной стороной, эмоциональностью, возможностью проявить себя. Основная задача проведения недели географии – развитие интереса у учащихся к географии, профессиональная ориентация на географические профессии, воспитание любви к своей Родине.

(Никонова О.В. «Неделя географии» в школе: особенности организации / О.В. Никонова // География и экология в школе ХХI века. – 2013. – № 10. – С.60 – 63).

Географический календарь памятных дат на 2014 год. Февраль. С перечнем источников // География в школе. – 2013. – № 10. – С. 25,59.



Дошкольная педагогика



Культура безопасности у дошкольников


Проблема поиска оптимальных путей формирования у детей сознательного и ответственного отношения к вопросам личной безопасности и безопасности окружающих всегда остается актуальной. Авторы программы «От рождения до школы» подчеркивают: «Наиболее эффективно образовательные задачи решаются в том случае, когда педагог целенаправленно использует интеграктивный подход при организции образовательного процесса». Авторы предлагают рассмотреть различные подходы к реализации принципа интеграции в процессе формирования у дошкольников культуры безопасности. Выделяются такие понятия, как воспитание мотивации к безопасности; формирование системы знаний об источниках опасности, средствах их предупреждения и преодолени; формирование компетенции безопасного поведения; физическая готовность к преодолению опасных ситуаций. В фрагменте перспективного плана предлагаются такие формы работы с детьми, как экскурсия к остановке общественного транспотра; работа в автогородке; чтение сказки И. Карагановой «Ничей»; компьютерная презентация «Машины на дорогах города»; игровые ситуации «Я по городу иду»; наблюдение «Работа светофора»; «Режиссерская игра «Перекресток» и т. д.

(Тимофеева Л.Л. Интегративный подход в процессе формирования культуры безопасности у дошкольников / Л.Л. Тимофеева // Дошкольная педагогика. - 2013. - № 10. - С. 6 — 11. Библиогр. с.11 (11 названий).


Мир музыки для детей


Общеизвестно, что ведущей деятельностью детей дошкольного возраста является игра. Дети лучше запоминают то, что заинтересовало их, вызвало яркие эмоциональные переживания. Поэтому самой эффективной формой работы являются занятия, интегрированные различными видами искусства, проводимые в едином игровом сюжете. Цель данных занятий — объединить различные виды художественной деятельности детей в целостный педагогический процесс формирования у воспитанников представлений об окружающем мире, эстетической культуре и развития средствами искусства творческих способностей (музыкальных, сценических, литературных, художественных).

(Харланова Т.Г. Корнеева Е.И. Конспект занятия «Мир музыки Г.В. Свиридова» для детей 6-7 лет. / Т.Г. Харланова, Е.И. Корнеева // Дошкольная педагогика. - 2013. - № 10. - С. 18 — 12. Библиогр. с.21 (1 название).



Начальная школа



Общение - условие социализации


Статья рассматривает общение детей младшего школьного возраста как условие их социокультурного развития. Ввиду сложившихся в нашей стране миграционных процессов автор уделяет внимание вопросу социализации детей, для которых русский язык не является родным.

(КарповаТ.В. Общение – условие социализации младших школьников в иноязычной среде / Т.В. Карпова // Начальная школа. – 2013. - № 12. – С. 18 – 21. Библиография с. 21(7 названий).


Как заставить сына учиться?


В статье раскрывается понятие включенности младших школьников в учебную деятельность. На основе анализа структуры учебной деятельности рассматривается структура включенности младшего школьника в учебную деятельность: мотивированность, пробные учебные действия; контроль, переходящий в самоконтроль; оценка, переходящая в самооценку. Дано теоретическое обоснование компонентов включенности и пример их практической реализации. Названные компоненты рекомендуется реализовывать в образовательном процессе начальной школы на основе деятельностного подхода.

(Гавриленко Л.С. Обеспечение включенности учащихся в учебную деятельность / Л.С. Гавриленко, канд. педагогических наук, доцент // Начальная школа. – 2013. - № 12. – С. 47 – 51. Библиография с. 51 (4 названия).


Электронная модель содержания образования


В статье рассмотрены возможности электронной модели содержания образования (ЭМСО), которые может использовать современный учитель начальных классов в целях повышения эффективности реализации требований ФГОС НОО. Электронная модель позволяет осуществлять тематическое планирование, создавать учебные планы, работать над созданием программы формирования УУД.

(Бормотова М. М., Е. А. Леонова Электронная модель содержания образования и подготовка к урокам математики в ОС «Школа 2100» / М. М. Бормотова, Е. А. Леонова // Начальная школа плюс До и После. – 2013. – № 10. – С. 31–38).


Робототехника


В статье рассматриваются возможности применения в обучении младших школьников технологий образовательной робототехники и их положительное влияние на освоении предметной области «Математика и информатика». Описана методика работы с конструкторами LEGO и выделены результаты предметной области «Математика и информатика», которые могут быть успешно освоены младшими школьниками на занятиях по робототехнике.

(Власова О. С. Технологии образовательной робототехники как средство освоения предметной области «Математика и информатика» / О. С. Власова // Начальная школа плюс До и После. – 2013. – № 10. – С. 61–67).

 


Воспитание и дополнительное образование



Марафон–соревнование

«От олимпийских игр – к мировым рекордам» – познавательный марафон–соревнование для детей среднего школьного возраста. Опубликован по просьбам читателей журнала.

(Коновалова А. Е., Деменко М. А. От олимпийких игр – к мировым рекордам / Е. А. Коновалова, М. А. Деменко // Воспитание школьников. – 2013. – № 10. – С. 72–75).


О свободном времени

Индустрия организации свободного времени породила широкий спектр новых занятий: дайвинг, скейтбординг, маунтинбайкинг, рафтинг, серфинг, роупджампинг, паркур и многое другое. Все эти занятия возникли и развиваются в пространствах стихийного времяпрепровождения молодежи и взрослых. Они внедряются педагогами в учреждения дополнительного образования детей.

Автор статьи, доктор педагогических наук, старший научный сотрудник центра социально–экономического развития школы Института образования НИУ «Высшей школы экономики», Б. В. Куприянов считает, что сегодня объединить все эти занятия можно одним словом «приключение». И пытается описать некоторые аспекты приключений как явления культуры и метода воспитания XXI века.

(Куприянов Б. В. Воспитательный потенциал приключений в XXI веке / Б. В. Куприянов // Воспитание школьников. – 2013. – № 9. – С. 44–50).


Для бесед с родителями

Как замечено психологами, 80 % из того, что делает человек, он делает по–привычке. Автор призывает ломать сложившиеся стереотипы в воспитании детей и в семейной жизни. Приводится ряд примеров.

(Бикеева А. С. Сломайте сложившуюся привычку и сделайте по–другому / А. С. Бикеева // Воспитание школьников. – 2013. – № 9. – С. 57–59).


Технология развивающего обучения

По результатам исследований, проводимых международной Организацией экономического сотрудничества и развития (PISA), «российская школа не обеспечивает достаточную готовность выпускников к жизни в постиндустриальном информационном обществе, отвечающем современным международным требованиям». Наша страна в этих исследованиях принимает участие с 90-х годов, в 2006 году рейтинг российских восьмиклассников среди сверстников из 57 стран составил 33-38 по естественно-научной грамотности и 37-40 по умению и желанию использовать весь современный арсенал средств для приобретения новых знаний.

Турниры юных физиков – коллективное состязание школьников старших классов в умении решать сложные проблемы, убедительно представлять свои решения, отстаивать их в научных дискуссиях.

(Козлов С.А. Турниры юных физиков как форма активизации познавательной деятельности учащихся / С.А. Козлов, кандидат физико-математических наук, педагог дополнительного образования // Внешкольник. – 2013. - № 6. – С. 34 – 36).


Я – гражданин России

В статье предпринята попытка рассмотреть возможные подходы к пониманию сущности процесса патриотического воспитания и особенностей его организации в системе дополнительного образования детей; рассматриваются возможные направления работы педагога дополнительного образования по патриотическому воспитанию обучающихся и особенности его подготовки к осуществлению этой деятельности.

(Буйлова Л.Н. Актуальные направления организации патриотического воспитания в системе дополнительного образования детей / Л.Н. Буйлова, кандидат педагогических наук, профессор // Внешкольник. – 2013. - № 6. – С. 39 – 47. Библиография с. 47 (9 названий).


Аттестация учащихся в дополнительном образовании

Новый закон об образовании представляет собой ещё один шаг в оформлении дополнительного образования как нормативного компонента общей системы воспитания и обучения детей в РФ. Одним из барьеров на пути нормализации - формализации является многообразие дополнительного образования, фактически полярность разных составляющих. На одном полюсе ДО – вполне нормативные с точки зрения образования составляющие – детские музыкальные, художественные школы, школы искусств (образовательный процесс аналогичен общеобразовательной школе), а на другом – клубные объединения по интересам, абсолютно неформальные, а в аспекте традиционного образования – неформатные… Своеобразным водоразделом общего развития от предпроффесионального является вопрос учебной аттестации.

(Куприянов Б.В. Аттестация учащихся в дополнительном образовании / Б.В. Куприянов, старший научный сотрудник Центра социально-экономического развития школы Института образования НИУ «Высшая школа экономики», д.п.н., профессор // Дополнительное образование и воспитание. – 2013. – № 12. – С. 7 – 9).


Расчет критериев успешности учащихся

При разработке оценочных показателей успешности обучающихся в организациях дополнительного образования детей часто возникают трудности, связанные с выработкой критериев, объективно определяющих уровень знаний. Для расчета критериев успешности учащихся авторы статьи предлагают использовать специальный Коэффициент контроля знаний. Использование Коэффициента дает возможность оценить эффективность усвоения знаний учащимися и может служить основанием для вывода о целесообразности перевода учащегося с одного на другой уровень обучения.

(Зенов С.С. и др. Использование оценочных показателей при переводе учащихся с одного уровня обучения на другой / С.С. Зенов, директор МОУ Станция юных техников и др. // Дополнительное образование и воспитание. – 2013. – № 12. – С. 17 – 19. Библиография с. 19 (2 названия).


Информационная компетентность

В статье обосновано инновационное значение для самообразования информационно-коммуникативной компетентности как составляющей основу самостоятельной информирующей, коммуникативной, художественно-творческой деятельности будущих учителей музыки. Определено содержание самообразовательной деятельности на основе ИТ в единстве знаний, умений, навыков, опыта творчества и отношений применительно к трём сферам профессиональной деятельности – информационным технологиям, педагогическим технологиям на основе ИТ и электронному музицированию. Выявлены педагогические условия и предложена система методов организации самообразования будущих учителей музыки на основе ИТ.

(Заббарова М.М. Формирование готовности будущих учителей музыки к самообразованию на основе информационных технологий / М.М. Заббарова // Педагогика. – 2013. – С. 81 – 86. – Библиография с. 86 (5 названий).


Джаз для детей

Авторы представляют коллективный проект «Джаз для детей», подготовленный для учащихся музыкальной школы в форме лекции-концерта.

(Кондакова Е.П., Мандебура И.П. Коллективный проект «Джаз для детей» / Е.П. Кондакова, канд. пед. наук, И.П. Мандебура, педагог фортепиано // Дополнительное образование и воспитание. – 2013. – № 22. – С. 27 . Библиография с. 27 (9 названий).




Коррекционная (специальная) педагогика



Занятия с детьми, овладевающими русским (неродным) языком

В настоящее время в образовательных учреждениях часто обучаются дети, для которых русский язык не является родным. Обучение и воспитание детей–мигрантов – проблема, характерная не только для общеразвивающих образовательных учреждений, но и для детских садов компенсирующего вида. С учетом специфики недоразвития устной речи детей со вторым русским языком авторами была разработана «Программа логопедической работы с детьми, овладевающими русским (неродным) языком, обучающимися в специализированных группах для детей с нарушениями речи». Программа основывается на принципе коммуникативной направленности и комплексно–тематическом принципе обучения неродному языку. В ней представлено и раскрыто содержание учебного материал по 9 основным темам: «Знакомство», «Семья», «Наш дом», «В гостях», «Моё здоровье», «В магазине», «В транспорте», «Времена года и погода», «Моя страна, мой город».

(Чиркина Г.В., Лагутина А.В. Особенности логопедических занятий с детьми, овладевающими русским (неродным) языком // Г.В. Чиркина, А.В. Лагутина // Воспитание и обучение детей с нарушениями развития. – 2013. – № 8. – С. 17 – 23. Библиография с. 23 (3 названия).


Социальное сопровождение

Успешная интеграция инвалидов в общество зависит не только от полученного образования, но и от уровня социализации. Обучение чему–либо слепых и слабовидящих сопряжено с тем, что этих детей необходимо специально обучать каждому умению, формировать каждый навык. При этом важно не только проработать то, чему необходимо обучать, но и оценить уровень безопасности, а также подобрать правильные, однозначно понимаемые слова для описания действия и называния предметов, продумать, как человек с нарушением зрения самостоятельно может оценить качество выполнения действия. Авторы делятся практическим опытом.

(Любимов А.А., Любимова М.П. Обучение предметно–практическим действиям детей с глубоким нарушением зрения / А.А. Любимов, М.П. Любимова, институт коррекционной педагогики РАО, Москва // Воспитание и обучение детей с нарушениями развития. – 2013. – № 8. – С. 36 – 44. Библиография с. 44 (2 названия).


Системный подход к изучению речевых нарушений

Публикуемый материал представляет собой сокращенный текст одноименного автореферата докторской диссертации Г.В. Чиркиной (М., 1987).

(Чиркина Г.В. Нарушение речи при ринолалии и пути их коррекции / Г.В. Чиркина, Институт коррекционной педагогики РАО, Москва // Дефектология. – 2013. – № 6. – С. 3 –22).


Задачи сурдопедагога

Статья открывает цикл статей, посвященных рассмотрению новых профессиональных ориентиров и компетенций сурдопедагога, оказывающего помощь детям с кохлеарными имплантами. В статье последовательно представлены этапы кохлеарной имплантации от отбора кандидатов на операцию до сопровождения ребенка в образовательном учреждении, описаны роль и место сурдопедагога на каждом этапе в системе комплексной помощи ребенку и его семье, проявлена динамика задач и профессиональных ориентиров сурдопедагога в работе с детьми, меняющимися в процессе реабилитации.

(Гончарова Е.Л., Кукушкина О.И. Задачи сурдопедагога на разных этапах помощи детям с кохлеарными имплантами / Е.Л. Гончарова, О.И Кукушкина, Институт коррекционной педагогики РАО, Москва // Дефектология. – 2013. – № 6. – С. 33 –32. Библиография с. 32 (6 названий).


Ранняя помощь

В статье представлен научно–методический подход к использованию музыки в коррекционно–развивающей работе с детьми младенческого и раннего возрастов с органическим поражением ЦНС в службе ранней помощи и лекотеке.

(Выродова И.А. Музыка в системе ранней помощи детям с органическим поражением ЦНС / И.А. Выродова, Институт коррекционной педагогики РАО, Москва // Дефектология. – 2013. – № 6. – С. 51 – 59. Библиография с. 59 (4 названия).


Дистанционное консультирование родителей

В статье анализируется опыт использования дистанционного консультирования родителей в системе ранней помощи. Показана специфика консультирования семей, воспитывающих детей раннего возраста с ретинопатией недоношенных, на разных стадиях адаптации семьи к имеющимся у ребенка нарушениями развития. Намечены направления дальнейших исследований в данной сфере.

(Серкина А.В., Кудрина Т.П. Дистанционное консультирование родителей в системе ранней помощи: из опыта работы / А.В. Серкина, Т.П. Кудрина, Институт коррекционной педагогики РАО, Москва // Дефектология. – 2013. – № 6. – С. 60 – 69. Библиография с. 69 (7 названий).


Слабо-одарённые дети

В статье «Как надо воспитывать слабо-одаренных детей» заинтересованный читатель познакомится с рекомендациями по их воспитанию.

(Кащенко В. П., Мурашов Г. В. Как надо воспитывать слабо-одаренных детей / В. П. Кащенко, Г. В. Мурашов // Воспитание и обучение детей с нарушениями развития. – 2013. – № 7. – С. 45–53).


Аутизм

Специалисты института коррекционной педагогики РАО рассматривают особенности в формировании чувства самосохранения и типичные страхи, характерные для детей разных групп аутизма (по классификации О. С. Никольской).

(Баенская Е. Р., Гусева И. Е. Страхи у детей с аутизмом / Е. Р. Баенская, И. Е. Гусева // Воспитание и обучение детей с нарушениями развития. – 2013. – № 7. – С. 26–32).


Жизнь в безопасности

Автором разработано мероприятие по теме пожарной безопасности в быту для детей , имеющих диагноз детский церебральный паралич. Цель мероприятия – научить учащихся правильно действовать в экстремальных ситуациях.

(Кравченко Т.Н. Жизнь в безопасности / Т.Н. Кравченко // ОБЖ. Основы безопасности жизни. – 2013. – № 12. – С. 28-33).


Отцовское отношение

В статье показаны особенности отцовского отношения к ребенку с тяжелой двигательной патологией в зависимости от полоролевого типа родителя при сравнительном анализе отцовского отношения к здоровому ребенку.

(Заиграева Н. В., Скребнева А. В. Отцовское отношение к дошкольнику с детским церебральным параличом в зависимости от полоролевого типа родителя / Н. В. Заиграева, А. В. Скребнева // Дефектология. – 2013. – № 5. – С. 23–34).



ЕГЭ



ЕГЭ по биологии

В статье проанализированы ошибки выпускников, допускаемые при выполнении заданий экзаменационной работы по биологии за 2013 и предыдущие годы. Особое внимание уделяется разбору заданий, вызывающих у экзаменуемых наибольшие затруднения, и повторяющимся из года в год ошибкам при выполнении. Важное место в статье занимают методические рекомендации по предупреждению ошибок с учётом особенностей заданий разного типа и уровня сложности.

(Калинова Г.С., Петросова Р.А.Типичные ошибки выпускников при выполнении заданий ЕГЭ по биологии / Г.С. Калинова, кандидат педагогических наук, зав. Лабораторией дидактики биологии ИСМО РАО, Петросова Р.А., кандидат педагогических наук, профессор кафедры теории и методики обучения МПГУ // Биология в школе. - 2013. - № 10. - С. 23 — 38).


Лучше не придумаешь

Ярослав Кузьминов, ректор НИУ ВШЭ:

«ЕГЭ отнюдь не панацея от всех болезней, но, к сожалению, лучшей системы измерения, которая в большей степени гарантирует права большинства учащихся, в том числе расположенных далеко от вузов, в мире пока не придумано. Аналоги такого рода экзамена есть в абсолютном большинстве стран, они всегда существуют в определенном сочетании с конкурсами для выявления самых талантливых. Мы активнейшим образом обсуждаем проблемы перехода из школы в вуз, при этом абсолютно никакого внимания не уделяем, чему детей учит школа, как школа организована, чему их будут учить в вузе.

Сейчас все выпускники школы идут в вуз, не надо ложиться у них на пути, надо просто, чтобы вуз этот был полезен для грядущей карьеры людей. Их родители четко знают, что в вузе их ребенок будет в социальной среде, которая будет его поднимать. Мы предлагаем восстановить доверие населения к ЕГЭ и олимпиадам, те, кто мухлюет, должны платить штрафы и лишаться работы, соответствующие положения нужно внести в уголовное законодательство. Сам учащийся должен нести ответственность за нарушение в той степени, в которой законодательство позволяет несовершеннолетнего привлекать к этой ответственности. Нам надо обеспечить проверку третьей части ЕГЭ в другом регионе. В противном случае люди, желая порадеть своему региону, будут просто завышать эту оценку, и сплошь и рядом мы с этим и сталкиваемся, в этом году в очередной раз Рособрнадзор обещает это сделать. Мы несколько лет уже пишем письма, официально заявляем: ни в коем случае нельзя оставлять в оценках губернаторов этот самый ЕГЭ, аналогично изъять средний уровень ЕГЭ из оценки работы школы и ее директора. Не секрет, что у нас школа последние два года занята или натаскиванием на ЕГЭ, или в нее никто не ходит. Детей надо вернуть в школу, вернуть в общение с талантливыми учителями. Самые талантливые, самые интересные 15-летние школьники отворачиваются от школы, потому что в школе осваивают вот эти простейшие методики сдачи ЕГЭ. Если мы талантливую треть, заинтересованную треть школьников выведем из этого и дадим им понять, что готовиться надо к сложной письменной работе, а на нее нельзя натаскать, надо предмет знать, то, мне кажется, сможем противостоять этой тенденции. Мы предлагаем заместить ЕГЭ по русскому языку нормальным сочинением. Нам надо очень быстро уходить от тестовой формы проверки, окончательной проверки русского языка, восстанавливать литературу и историю в качестве обязательных экзаменов. Я надеюсь, что наши предложения имеют шанс быть реализованными в 2014-м или, может быть, в 2015 году».

(Кузьминов Я. Лучше не придумаешь / Ярослав Кузьминов // Учительская газета. – 2014. – 7 января. – С. 2).



Пресса



Единая история

Владимир Путин на встрече с разработчиками нового учебно–методического комплекса по истории России рассказал о подходах к проведению реформы школьного образования в сфере гуманитарных наук. В каждом учебнике должно быть заложено понимание непрерывности и взаимосвязи всех этапов развития страны, речь идёт не о идеологизированном единомыслии, а о единой логике преподавания, подчеркнул президент. По словам министра образования Дмитрия Ливанова, на написание учебника уйдет минимум 1,5–2 года.

На время, пока текст пишется, Путин объявил о переходном периоде: используя существующие учебники, преподавать в соответствии с новой концепцией. Сейчас учебники проходят экспертизу РАН и Российской академии образования. А 60000 учителей по истории и смежным предметам, как следует из слов Ливанова, пройдут курсы повышения квалификации. А из ЕГЭ уже в этом году могут убрать вопросы, которые не соответствуют концепции. Окончательно вопросы ЕГЭ будут изменены под новую концепцию после появления учебника, т.е. будут актуальны для выпускников 2017 года.

(Бирюкова Л. Единая история начнётся сразу / Лилия Бирюкова // Ведомости. – 2014. – 17 января. – С. 3).


Куда пойти учиться

Президент Владимир Путин подписал перед Новым годом указ о мерах укрепления кадрового потенциала. Цель – сохранить и приумножить научные, педагогические, медицинские и инженерные кадры.

Правительство будет выдавать субсидии на обучение по магистерским и аспирантским программам в ведущих иностранных вузах (бакалавриат оплачиваться не будет). После окончании курса выпускник обязан трудоустроиться в России. Те, кто не вернется, будут обязаны компенсировать государству расходы на обучение и заплатить штраф в 2 раза больше этой суммы.

К апрелю правительство должно утвердить список потенциальных работодателей, где смогут работать выпускники, и перечень иностранных вузов, за обучение в которых государство готово платить.

(Титов С., Милов Г. В Кембридж за госсчёт / Сергей Титов, Григорий Милов // Ведомости. – 2014. – 13 января. – С.4).


В педагогическом образовании начинается проект века

Министерство образования и науки РФ разработало и опубликовало проект нового педагогического образования России. Согласно концепции, больше внимания будет уделяться практической направленности обучения. Будут ковать «Учителя новой идеологии». А проверять и сертифицировать выпускников на выходе станут некие независимые сообщества профессионалов.

Авторы концепции ставят задачу – устранить комплекс противоречий, связанных не только с получением педагогического образования, но и с педагогической профессией в целом. Поэтому бороться они предполагают с низкими баллами ЕГЭ у поступающих в педвузы, с плохой подготовкой будущих педагогов и отсутствием заинтересованности в хороших учителях на местах.

Поэтому авторы предлагают отказаться от «линейной траектории обучения» будущего учителя. И открыть обучение педагогике для студентов и выпускников бакалавриата, действующих учителей и специалистов других профессий.

Программы обучения претерпят тоже определенные изменения. Будет усилена практическая подготовка, а «разветвленная система практик, стажировок, возможность адресной подготовки учителей не только разных предметов, но и для разных категорий школ и учащихся» поможет в этом.

(Савицкая Н. Учителя новой идеологии / Наталья Савицкая // Независимая газета. – 2014. – 14 января. – С. 8).


Тренды года в образовании

Бывший вице–президент Российской академии образования, доктор педагогических наук Виктор Болотов рассказал о своем взгляде на развитие ситуации в образовании. Согласно его версии, первый тренд образования в 2014 году будет связан с ростом его информационной открытости – от детских садов до Высшей аттестационной комиссии. Второй тренд – это развитие внешней оценки системы образования. Третий тренд 2014 года – модернизация педагогического образования. Четвертый тренд тесно связан с новыми стандартами общего образования. Болотов определяет его как нетрадиционные для российской школы интерактивные способы изучения предметов. Пятый тренд – изменения в организации ЕГЭ, в мае и июне он будет в центре общественного внимания. И все меры будут направлены на усиление мер безопасности экзамена.

Правительство допускает особые условия поступления на бюджет для отдельных категорий лиц. Например, предполагается в будущем льготный прием работающим в системе образования, волонтерам медучреждений и т.п. Опять поощряется исключение из правил.

Какие ещё тренды помимо перечисленных Виктором Болотовым могут появиться в ближайшее время? Как определяют их специалисты Агентства стратегических инициатив – рост онлайн–решений в образовании и развитие смешанной педагогики, рост так называемого несистемного образования, увеличение игровой компоненты, персонализация образовательных траекторий. Государство будет постепенно уходить из образовательной сферы, сохраняя за собой две функции: Удержание базового уровня образования и поддержка ограниченного числа «точек прорыва» в системе образования.

Это началось с осени прошлого года. Государство ввело федеральные стандарты образования, обеспечивающие базовый уровень, и начало создавать школы–комбинаты, где его легче поддерживать. И объединение детсадов со школами тоже поможет обеспечить не просто преемственность, но все тот же базовый уровень. А «точки прорыва» – ведущие университеты РФ продолжать получать дополнительные средства для поддержания лидерской формы. В этом году они получают 10,5 млрд руб. дополнительно на свои исследования, а в 2015 году – 12,5 млрд руб.

(Герасимова Е. Тренды года в образовании / Елена Герасимова // Независимая газета. – 2014. – 14 января. – С. 8).


Военная подготовка студентов

Военное руководство России настаивает на милитаризации высшего образования и намеревается расширить армейский компонент в учебных планах вузов. Чтобы реализовать идею президента проводить военную подготовку студентов без отрыва от учебы, Минобороны намерено существенно изменить её нынешний порядок. В ближайшем будущем генералы хотели бы готовить в высших учебных заведениях не только офицеров, но и сержантов и рядовых. Они планируют не расширять нынешнюю сеть военных кафедр и факультетов, а создавать новые учебные центры. Причём создавать их предполагается не за счёт гигантского бюджета Минобороны, а за счёт университетов и институтов, студенты которых будут проходить подготовку в центрах. По планам генштаба, финансирование должно быть подушевым и зависеть от числа обучающихся. Время военных сборов после окончания вуза предполагается увеличить с 30 дней до 90, а учебные планы – синхронизировать с работой кафедр и учебных центров. Выпускники, не прошедшие аттестацию по военной подготовке, не получат не только воинское звание, но и диплом по специальности. Видя недостаток резервистов и низкий уровень образования многих выпускников, который не позволяет им овладеть новой боевой техникой, генералы стремятся получить подготовленных рядовых и сержантов за счет студенчества. Для этого они хотят сделать военное обучение обязательным, собственные недочёты ликвидировать, отняв часть учебного времени у преподавателей других предметов, и сделать это за деньги других ведомств.

(Диплом цвета хаки / От редакции // Ведомости. – 2014. – 20 января. – С. 6).


Аттестат зрелости

В канун нового года Министерство образования сделало подарок борцам с нечестными диссертациями. Чиновники приостановили деятельность 602 из 2500 диссертационных советов российских университетов. По словам руководителей Высшей аттестационной комиссии Владимира Филиппова, в связи с ужесточением требований в этом году будут закрыты ещё сотни диссертационных советов. То есть через год у нас останется «всего» 1500 советов. Увы, на взгляд автора, это не решение. Быстрого пути к повышению значимости научных степеней не существует. Защита ученой степени – это формальное признание группой ученых диссертанта настоящим ученым. Но за последние 50–100 лет свои под давлением обстоятельств превратились на 90 % в серую массу, не имеющую ничего общего с наукой. И государство должно заниматься поддержкой 10 %, а не бессмысленной реформой болота.

(Панов А. Реформа на болоте / Андрей Панов // Ведомости. – 2013. – 16 января. – С. 7).


Переучить учителя

Опубликованный Минобрнауки проект концепции развития педагогического образования предлагает отказаться от советского подхода – выпуска заранее запланированного числа учителей, запрограммированных на простейшее воспроизводство знаний. Авторы концепции признают: нынешняя дидактика, передающая знания по отдельным предметам, устарела. Она слабо связана с практикой, требованиями высшей школы, предполагающими развитые навыки самостоятельной работы. Кроме того, система педагогического образования порождает отток многих выпускников вузов в другие сферы экономики.

Её должно заменить обучение компетенциям, когда педагоги помогают школьникам осваивать знания по связанным между собой гуманитарным или естественнонаучным дисциплинам и применять их на практике. Министерство образования намерено повысить качество подготовки учителей и приблизить его к современным требованиям.

Однако местами концепция базируется на спорных тезисах и не отвечает на важные вопросы развития педагогического образования. В частности, авторы не указывают, что ключевой причиной слабости студентов вузов и оттока молодых специалистов из школ была мизерная зарплата и связанный с этим низкий статус профессии учителя. Авторы мало уделяют внимания проблеем переподготовки нынешних учителей. Это может негативно сказаться на реализации программы в будущем.

(Переучить учителя /От редакции / Ведомости. – 2014. – 15 января. – С.6).


О школьной форме

Госдума приняла в первом чтении поправки в закон об образовании, которые вводят школьную форму на всей территории страны. Депутаты не стали прописывать в законе унифицированные требования к форменной одежде учащихся школ, предоставив устанавливать ее расцветку и фасон региональным и муниципальным властям.

Зампред комитета ГД по науке Михаил Дегтярев подготовил поправки, которые запретят использование любых религиозных и национальных мотивов, а также цветов региональных флагов в школьной форме. Чтобы избежать возможных разночтений, он предлагает закрепить в законе два варианта форменной расцветки – темно-синюю и темно-бордовую. Одновременно он считает необходимым прописать в законе запрет на ношение в школе головных уборов – шляп, кип, хиджабов, тюбетеек и пр. Но при этом он настаивает на необходимости украсить форму для школьников изображением двуглавого орла.

Для размещения герба на школьной форме необходимы поправки в конституционный закон о гербе. Дегтярев обещает предложить на рассмотрение соответствующий законопроект сразу после вступления в силу закона о школьной форме.

23 декабря прошлого года Владимир Путин подписал закон, согласно которому на территориях и в зданиях общеобразовательных учреждений во время проведения любых массовых мероприятий, в том числе спортивных, должны вывешиваться государственные флаги. А перед первым уроком в день начала учебного года (как правило, это 1 сентября) должен исполняться государственный гимн. Также он должен звучать во время торжественных мероприятий, приуроченных к государственным и муниципальным праздникам.

(Подосенов С. Школьную форму украсят обязательным орлом / Сергей Подосенов // Известия. – 2014. – 10 января. – С. 1).


Рособрнадзор утвердил даты проведения ЕГЭ в 2014 году

Сдавать единый государственный экзамен выпускники этого года начнут 26 мая, сообщила пресс-служба Федерального агентства по надзору в сфере образования и науки.

Проект приказа подготовлен и направлен на утверждение в министерство образования и науки России. Как ожидается, никаких изменений в него вносить не будет. Окончательное решение будет принято в январе-феврале.

Расписание получилось такое:

26 мая – география и литература

29 мая – русский язык (обязательный экзамен)

2 июня – иностранные языки и физика

5 июня – математика (обязательный экзамен)

9 июня – информатика, биология и история

11 июня – обществознание и химия.

16–19 июня – резервные дни, можно будет сдать предметы, совпавшие по срокам с другими экзаменами.

Досрочный период сдачи ЕГЭ, в котором смогут принять участие члены сборных команд России и еще некоторые категории выпускников, состоит с 21 апреля по 8 мая. Дополнительный период – в первую очередь для тех, кто проболел основные дни сдачи экзаменов или по другой очень уважительной причине не смог написать тесты вовремя – с 7 по 16 июля.

В этом году будет несколько сокращено число пунктов проведения Единого госэкзамена. Специалисты Рособрнадзора проанализировали все места, где писали работы раньше, и выяснили, что в стране действовали сотни излишних точек.

Особое внимание будет уделено тем, кто напишет заявление на участие в досрочной волне сдачи ЕГЭ. Как показывает практика, часто заранее пытаются расквитаться с экзаменами те, кто рассчитывает смухлевать ради получения незаслуженно высокого балла.

(Дуэль А. Рособрнадзор утвердил даты проведения ЕГЭ в 2014 году / Алексей Дуэль // Российская газета. – 2013. – 24 декабря. – С. 13).


Правительство РФ сократило объемы финансирования госпрограммы по развитию образования

Правительство РФ сократило объемы финансирования государственной программы по развитию образования, рассчитанной до 2015 года, более чем на 600 млн. руб., соответствующий документ размещен в базе нормативных и распорядительных актов. Эта программа на 2011–2015 годы была создана для обеспечения доступности качественного образования, «соответствующего требованиям инновационного, социально ориентированного развития». Ранее сумма финансирования программы составляла более 154,97 млрд. руб. Как отмечается в документе, уменьшены были средства, полученные на программу из внебюджетных источников.

(Савицкая Н. Правительство РФ сократило объемы финансирования госпрограммы по развитию образования / Наталья Савицкая // Независимая газета. – 2014. – 14 января. – С. 8).


Выпускникам детских домов вернут право льготного поступления в ВУЗы

В Госдуме готовится к принятию законопроект, который должен вернуть детям сиротам льготы на поступление в вузы вне конкурса в пределах квоты на внеконкурсные места.

Новый Закон «Об образовании в РФ», который вступил в силу с 1 сентября 2013 года, оставил право на внеконкурсное поступление детям-инвалидам и лишил его детей-сирот. Вместо поступления вне конкурса сиротам, как и еще 12 категориям льготников, дали право преимущественного поступления при равных баллах с другими абитуриентами. А еще им дали возможность учиться на бесплатных подготовительных курсах при государственных вузах при наличии у них среднего общего образования. Хотя тот, кто учился на подготовительных курсах, и даже платных, знает, что это далеко не гарантия поступления в вуз.

Инициатором прошлогодних «антисиротских» поправок в Закон «Об образовании в РФ» стало Минобрнауки, впрочем ведомство и сейчас выступило против возвращения льгот для сирот.

Чиновники от образования мотивировали это тем, что большинство сирот имеет низкий уровень среднего образования и отчисляется из вузов еще на первом курсе. При этом, по данным Минобразования, сироты вместе с детьми-инвалидами выбирали до 10 процентов бюджетных мест в престижных вузах. Как считают в образовательном ведомстве, на эти места могли бы претендовать обычные, но более образованные студенты, которые способны успешно учиться и осваивать знания. Кроме того, по мнению чиновников, существующих льгот для детей сирот вполне достаточно, ведь выпускники детдома имеют возможность обучения на подготовительных курсах, и дальнейшее зависит уже от них самих и от мотивации.

(Егоров И. Сироты вне конкурса / Иван Егоров // Российская газета. – 2014. – 14 января. – С. 9).


«Пятерка» на гаджете

Пилотный проект стартовал в Йошкар-Оле в этом учебном году.

В школе будущего не выходят к доске, чтобы отвечать вызубренный урок. Нет контурных карт, указок и мела. У каждого – от первоклашки до выпускника – свой персональный планшетник. Это – школа 3.0. На сайте лицея – герб с надписью «Доброград». Это неофициальное название Бауманского. Лицей больше похож на город, чем на скучное общеобразовательное заведение. Зимние сады, гулкий мрамор, стеклянные переходы, мансарды (в прошлом году здесь достроили целый этаж для школы искусств). Вместо коридоров – проспект Вежливости, площадь Встреч и Расставаний, Цветочная площадь...

В этом учебном году Бауманский лицей перешел на новую модульную систему образования. Все 1400 учеников обзавелись айпадами. Гаджеты пришлось покупать родителям. Нуждающимся по решению попечительского совета айпады выдали бесплатно. Плюс обменный фонд в 25 планшетников на случай поломки.

Лицей три года подряд выигрывает миллионные гранты по нацпрограмме «Образование».

Урок делится на три части по 30 минут. Переменки между ними 5 минут. В первой части проходят новый материал. Во второй – практические занятия. В третьей – повторение, то есть «домашнее задание». «Отвечающий у доски» сидит за партой и водит по айпаду пальцем или печатает. Изображение переводится на интерактивную доску. В любой момент можно залезть в Википедию и узнать правильный ответ. Школа оснащена современной оптиковолоконной связью. В Интернете может находиться одновременно 1500 планшетов. Причем с самой высокой скоростью! Даже меню обеда школьники заказывают себе через Интернет. Чипсов и кока-колы там нет.

Лечебно-восстановительный центр занимает целый этаж одного из корпусов. Главные врачи здесь – офтальмологи. При малейшей утомляемости зрения детей ведут сюда. В каждом классе стоят такие настольные аппараты с перископами, как в подводной лодке. Прикладываешь глаза к окулярам и расслабляешься. Там что-то внутри происходит (патент строже военной тайны), и тонус глазного яблока приходит в норму. Аппараты наши. Оборонка разработала. «Визотроник» называются.

(Снегирев Ю. «Пятерка на гаджете» / Юрий Снегирев // Российская газета. Неделя. – 2014. – 16 января. – С. 15).


Отличникам выдадут аттестат с отличием

После того как при поступлении в вузы стали рассматриваться только результаты сдачи ЕГЭ, «золотые» и «серебряные» медали потеряли всякий практический смысл. Никаких льгот и преимуществ они не давали, оставшись только престижной наградой для лучших учеников.

– В последние годы медали стали выдаваться в огромном количестве, тем самым этот почетный когда-то знак отличия был дискредитирован в глазах общественности, – говорят в министерстве образования и науки. – Поэтому они просто не предусмотрены в новом законе об образовании. Вместо привычных медалей ученикам, показавшим высокие результаты в учебе на протяжении нескольких лет, будут выдаваться аттестат с отличием.

Давно известно: золотые медалисты, учившиеся в слабых школах, знают и умеют намного меньше, чем «троечники» из сильных учебных заведений.

Требования для получения аттестата с отличием такие: успешно пройти государственную итоговую аттестацию и получить итоговые оценки «отлично» по всем предметам учебного плана, изучавшимся на уровне среднего общего образования.

«Золотая» медаль окончательно потеряет смысл через десять лет, когда выпускники в старшей школе уже перейдут на новый образовательный стандарт. Профильное обучение сделает бессмысленным понятие «круглый» отличник, ведь набор предметов для изучения каждый ученик будет выбирать себе сам.

Медали могут остаться там, где этого захотят местные власти, любые организации или даже сами родители. По новому закону об образовании они имеют полное право в своем регионе, районе, городе или даже отдельной школе учредить любые награды для школьников, проявивших выдающиеся способности. Но Минобрнауки к этой награде уже отношения иметь не будет.

(Марьянов Б. Отличникам выдадут аттестат с отличием / Борис Марьянов // Российская газета. – 2013. – 24 декабря. – С. 13).


На общественную экспертизу поступят первые школьные книги

Школьные учебники теперь будут проходить пять экспертиз: научную, педагогическую, общественную, этнокультурную и региональную. Впервые в истории российской школы появляется общественная экспертиза учебников, которую будет проводить Объединенный совет представителей Российского книжного союза, Общественной палаты, Российского исторического общества и Российской библиотечной ассоциации.

Рассказывает президент Российского книжного союза Сергей Степаши:

«Общественная экспертиза будет проводиться после научной и педагогической. Группы экспертов уже сформированы, это примерно 50 человек – специалисты по истории, праву, литературе, русскому языку, другим дисциплинам. Среди них есть учителя, преподаватели вузов, депутаты, политики, общественные деятели. Но это не значит, что больше никто не может участвовать в проведении экспертизы. Преимущественным правом участия в общественной экспертизе имеют члены управляющих советов школ... Минобрнауки должно в обязательном порядке учитывать наши заключения – и положительные, и отрицательные. Если у наших экспертов есть замечания к учебнику, то у издателей и авторов будет возможность исправить недочеты и опять пройти экспертизу. Если снова не получилось, учебнику дадут от ворот поворот. К нам уже обратились четыре издательства, которые подготовили книги для школы. Это новые учебники, написанные с учетом современных требований. Общественная экспертиза займет не больше 20 дней, так что в конце января 2014 года станет ясно, какие учебники ее прошли, а какие – нет.

(Ивойлова И. Учебник вызвали к доске / Ирина Ивойлова // Российская газета. – 2013. – 24 декабря. – С. 13).


Варианты ЕГЭ будут перевозить под усиленной охраной

Данное нововведение предлагает Рособрнадзор, а эксперты настаивают на создании спецслужбы, которая возьмет ответственность за проведение госэкзамена.

Федеральная служба по надзору в сфере образования со следующего года изменит принципы доставки контрольных измерительных материалов (КИМ) до пунктов проведения Единого государственного экзамена. До 2013 года доставка вариантов экзамена по всем регионам осуществлялась за три дня до проведения ЕГЭ, которые хранились в местных подразделениях Минобразования. Теперь планируется осуществлять доставку ценного груза на специальные склады, где задания ЕГЭ будут под усиленной охраной. Об этом сообщили в Рособрнадзоре, где также отметили, что в ближайшее время будет объявлен конкурс на охраняемое конвоирование вариантов ЕГЭ по регионам. В техзадании конкурса будут прописаны жесткие условия доставки и хранения экзаменационных материалов.

(Панов П. Варианты ЕГЭ будут перевозить под усиленной охраной / Павел Панов // Известия. – 2013. – 19 декабря. – С. 1).


Готовится реформа педагогического образования

Замминистра образования и науки Александр Климов рассказал о реформе педагогического образования в России и предстоящем сокращении профильных вузов.

– Александр Алексеевич, зачем понадобилась сейчас реформа педагогического образования, которая вылилась в создание концепции поддержки развития педобразования?

– Качество подготовки педагогов всегда находилось в центре нашего внимания. Новые требования к качеству школьного образования, утверждение новых госстандартов общего образования и профессионального стандарта педагога предполагают необходимость изменений в подготовке педагогов. В сентябре вступил в действие новый закон об образовании, который прописал ряд механизмов реализации практико-ориентированных программ высшего образования.

В 2012 году президентским указом задан системный подход к повышению заработных плат педагогических работников всех уровней образования. По итогам девяти месяцев 2013 года заработная плата педагогов школ выросла на 45 % по сравнению аналогичным периодом 2012 года. Меры, реализованные в 2012–2013 годах в части повышения заработных плат педагогических работников, уже приносят позитивные результаты. Отмечается увеличение численности молодых преподавателей. Средний балл по результатам ЕГЭ поступающих на педвузы в 2013 году вырос на 7 %.

По итогам послания президента Федеральному собранию Министерству поручено разработать и утвердить комплексную программу повышения профессионального уровня педагогических работников общеобразовательных организаций.

– Какие же новшества ждут будущих педагогов?

– Важнейший вопрос – расширение практической подготовки студентов педагогических программ.

Для этого предполагается, во-первых, организация базовых кафедр. Вузы будут иметь возможность вести образовательную деятельность непосредственно в школах.

Во-вторых, сетевой формат реализации образовательных программ. Мы впервые получим возможность объединения усилий вузов, реализующих педпрограммы, и успешных колледжей. Для реализации программ практико-ориентированного (прикладного) бакалавриата это крайне важно. Появляется возможность выстраивать индивидуальные траектории студентов с учетом их интересов и дальнейшего трудоустройства.

Важный пункт обеспечения школ молодыми педагогами – расширение целевого обучения. Сейчас принято соответствующее постановление правительства, которое определяет взаимоотношения студента и будущего работодателя. Потенциальный работодатель может заключить договор со студентом на предоставление социальной поддержки, например дополнительной стипендии. После окончания вуза студент работает по договору три года в школе. Студент, не выполнивший условия договора, возвращает потраченные работодателем средства и выплачивает 200 % штрафа. Соответствующее обратное правило действует и на работодателя в случае непредоставления рабочего места выпускнику вуза.

Еще один актуальный вопрос – возможность перехода с программ различного профиля на программы педагогического образования и обратно. Возможны ситуации, когда студенты понимают, что они хотят посвятить свою жизнь школе уже в процессе обучения в вузе. Нужно дать им возможность менять траекторию обучения.

Новые магистерские программы позволят повысить уровень квалификации действующих педагогов и войти в педагогическую профессию тем, кто не имел педагогического образования, но хочет работать учителем.

– Сколько вузов примут участие в разработке и апробации новых программ?

– Разработка и апробация будет проводиться на базе примерно 25 вузов. В конкурсе имеют право участвовать и педагогические, и классические университеты. Полученный в результате реализации проекта опыт позволит распространить полученные результаты на всю систему.

– Раз поставлена такая амбициозная задача, то почему у нас количество педагогических вузов уменьшается с каждым годом? Будут открывать новые вузы или укрупнять действующие?

– Хочу отметить, что концепция говорит о развитии педагогического образования, а не вузов. У нас 170 вузов готовит студентов по педагогическим программам и 48 называют себя педагогическими, хотя в портфеле образовательных программ этих вузов есть и программы по экономике и юриспруденции.

Где-то, конечно же, предстоит присоединение вузов или их объединение, но все эти вопросы решаются с учетом интересов регионов и наличия образовательного потенциала у того или иного учебного заведения.

Отмечу лишь две тенденции последних лет. Первая. Крупным вузам, имеющим высокие показатели научной и образовательной деятельности, легче конкурировать за средства бюджетов различных уровней в виде научных грантов и контрольных цифр приема.

Вторая. Современные стандарты бакалавриата и магистратуры позволяют за счет вариативной части образовательных программ формировать индивидуальные образовательные траектории. А для того чтобы реализовать эту возможность, нужно иметь вуз с большим количеством кафедр, чтобы студенты могли выбирать различные образовательные модули.

Индивидуализация программы обучения давно практикуется в крупных университетах, где студент может «взять», например, блок инженерии, дизайна и того, что ему интересно и важно в дальнейшей работе. При этом концепция в одной своей части как раз и предусматривает возможность вузов формировать программы широкой гуманитарной подготовки при условии дальнейшей специализации в области педагогики для тех студентов, кому это интересно.


(Панов П. Вузы откроют свои кафедры в школах / Павел Панов // Известия. – 2014. – 16 января. – С. 3).

Авторизуйтесь для того, чтобы иметь возможность оставлять комментарии.

Задать вопрос