В вашем браузере отключен JavaScript. Из-за этого многие элементы сайта не будут работать. Как включить JavaScript?

Учебно-Методический портал
Уважаемые слушатели и пользователи портала УчМет!
«Издательство «Учитель» и «Международный центр образования и социально-гуманитарных исследований» внесены в перечень
образовательных организаций на Едином федеральном портале дополнительного профессионального образования. Подробнее

Дайджест образовательной прессы (ноябрь 2010)

5 декабря 2010

Новости образования

О Молодежном Европарламенте

В Калининграде завершилась сессия Молодежного Европарламента, объединившая старшеклассников Дании, Швеции, Финляндии, Эстонии, Литвы, Польши, Латвии и России.

Ученики калининградской гимназии № 40 стали вторыми российскими участниками проекта, организованного несколько лет назад Советом министров северных стран, – до этого в одной из сессий Молодежного Европарламента участвовали юные петербуржцы.

Проект объединяет молодых людей, которые планируют занять лидерские позиции в сфере управления государством и внешней политики. Работа сессии велась по различным направлениям в области политики, культуры, образования, здравоохранения. В числе прозвучавших предложений – введение безвизового режима пересечения границ стран Балтии, чтобы молодежь могла свободно знакомиться с возможностями различных систем образования. Старшеклассники стран Балтийского региона, в частности, отметили, что российские вузы интересуют их возможностью получить редкие специальности. На следующей сессии Молодежного Европарламента, которая состоится в Вильнюсе в апреле 2011 года, группа учеников гимназии № 40 Калининграда вновь представит Россию.

(Потапова, С. Юные политики предлагают отменить визы  / Светлана Потапова  // Учительская газета. – 2010. – 9 ноября. – С.  3)

Социальный проект «Дворовая практика»

В дни каникул на базе пяти школ Нижегородского района впервые проводился осенний этап социального проекта «Дворовая практика». Его организаторы – районная администрация и Нижегородский государственный педагогический университет.

Во время осенних каникул будущие тренеры и учителя физкультуры обучали школьников спортивным и традиционным дворовым играм, проводили беседы о здоровом образе жизни. Занятия проходили на спортивных площадках и в спортзалах общеобразовательных школ.

Социальный проект «Дворовая практика» с каждым годом расширяет круг своих участников. Со временем накапливается и положительный опыт. Например, минувшим летом для детей помимо спортивных занятий устраивались викторины и разнообразные экскурсии – ребята смогли ознакомиться с работой пожарной части, побывали в музее милиции, конноспортивной школе, центрах подготовки спортсменов. Всего за два летних месяца в мероприятиях «Дворовой практики» приняли участие около тысячи школьников, проживающих в Нижегородском районе.

(Кострова, В. «Дворовая практика» идет в школы  / Вера Кострова  // Учительская газета. – 2010. – 9 ноября. – С.  2)

Статус молодого специалиста

Статус молодого специалиста должен сохраняться за педагогом в течение трех лет независимо от факта его увольнения с первого места работы. Так решили депутаты Томской областной Думы.

До сих пор по региональному закону «Об образовании» при увольнении из образовательного учреждения недавний выпускник педагогического университета или колледжа терял статус молодого специалиста, а значит, и надбавку к заработной плате – 1 тысячу рублей плюс районный коэффициент. Профсоюзы давно предлагали убрать это, в общем, нелогичное ограничение из статьи закона.

Депутаты поддержали поправку, пока, правда, только в первом чтении.

(Яковлева, Н. Депутаты решают судьбу молодых специалистов  / Наталья Яковлева  // Учительская газета. – 2010. – 9 ноября. – С.  2)

О благотворительном фонде

В Омске создан «Сибирский эндаумент – Фонд развития Омского государственного университета им. Ф. М. Достоевского». Это первый вузовский эндаумент в регионе.

– Это благотворительный фонд, куда для поддержки вуза свои инвестиции может вложить любой человек или организация. Собранные деньги не могут быть истрачены на нужды университета, они находятся в неприкосновенности. Их можно положить в банк под проценты, вложить в акции или паевые фонды. За счет полученных доходов от этих операций  и будут финансироваться вузовские программы, – объяснил один из учредителей фонда, ректор ОмГУ Владимир Струнин.

Председателем правления фонда развития стал бывший ректор вуза Геннадий Геринг. Учредители, среди которых известные политики, чиновники и бизнесмены, а также две банковские организации, уже пожертвовали 2,2 миллиона рублей для создания первоначального капитала. Доходы от управления средствами пойдут на модернизацию материально-технической базы ОмГУ, финансирование инвестиционных проектов, научных исследований, развитие кадрового потенциала, повышение заработной платы работников университета и на решение других значимых задач вуза.

(Яковлева, Н. Капитал для вуза / Наталья Яковлева  // Учительская газета. – 2010. – 9 ноября. – С. 2)

Срок обучения в аспирантуре

Срок обучения в аспирантуре по отдельным специальностям будет увеличен. Соответствующий законопроект приняла Государственная Дума 1 ноября в первом чтении.

Изменения вносятся в статью 11 Федерального закона «О высшем и послевузовском профессиональном образовании». По словам заместителя председателя Госдумы Светланы Журовой, данный шаг направлен на поддержку исследований специалистов инженерно-технического и естественного профиля.

Срок обучения в аспирантуре по отдельным специальностям предлагается увеличить на один год: по очной форме до четырех лет, а по заочной – до пяти. «Известный факт, что довольно большой процент аспирантов, работающих над исследованиями в технических и естественных областях, в отведенные им три года не укладывались, – отметила Светлана Журова. – И по окончании срока аспирантуры многие бросали исследовательскую работу, не защищали диссертацию. Поскольку работать в вузе без степени означает потерю в статусе и зарплате, молодые перспективные ученые уходили в другие сферы. Принимая закон об увеличении срока обучения в аспирантуре по отдельным специальностям, мы ставим задачу повысить эффективность подготовки аспирантов и качество диссертационных исследований. Увеличение количества защищенных диссертаций в данном случае тоже важный показатель, ведь защитившиеся специалисты с большей вероятностью останутся в вузе и будут продолжать научную деятельность».

(Аспирантам добавят год на исследования  // Учительская газета. – 2010. – 9 ноября. – С.  2)

Юбилей издательства «Просвещение»

1 ноября государственное издательство учебной литературы «Просвещение» отметило свое 80-летие.

Сегодня «Просвещение» – динамично развивающаяся компания. Как считают в издательстве, в современных условиях учеба – это не просто усвоение знаний. Это умение получать и самостоятельно добывать знания, ориентироваться в огромном массиве информации, пользоваться инновационными технологиями работы с учебным материалом. В этом контексте издательство направляет свои усилия на создание современной учебной книги, которая должна быть доступной как в бумажном, так и в электронном формате.

Издательство ведет большую научно-исследовательскую работу, направленную на модернизацию российской школы, участвует в разработке федерального государственного стандарта общего образования, создает инновационную информационно-образовательную среду. Учебники, пособия, электронные образовательные ресурсы – взаимосвязанные компоненты этой среды.

(Симонов, А. «Просвещению» – 80 лет  / Александр Симонов  // Учительская газета. – 2010. – 2 ноября. – С. 2)

Россия и Франция поговорили об образовании

«Образование нельзя отделять ни от науки, ни от всей нашей жизни: это не самостоятельная отрасль, а часть нашей жизни», – отметил министр образования и науки РФ Андрей Фурсенко на российско-французской встрече высоких представителей в области образования.

Главной темой встречи стала модернизация системы школьного образования. Посол Франции в России Жан де Глиниасти сообщил, что сотрудничество принесло обоим государствам замечательные результаты: никогда в прошлом это общение не было столь удачным, как сейчас, уверен он.  «Каждый год свыше  4 тысяч российских студентов отправляются учиться во Францию, а 55 студентов на прошлой неделе прибыли из России во Францию, чтобы преподавать в течение года русский язык».

Директор Департамента общего образования Минобрнауки России Елена Низиенко отметила: «В России важной задачей является сохранение традиций отечественной школы, которая дает фундаментальные знания в сочетании с инновациями». По ее словам, национальный проект «Образование» будет продолжен  и  в следующей пятилетке. В качестве одного из главных его приоритетов Елена Низиенко обозначила развитие дошкольного образования.

(Муравьева, Е. Россия и Франция поговорили об образовании / Елена Муравьева // Учительская газета. – 2010. – 2 ноября. – С. 2)

О результатах успеваемости студентов первого курса

На пресс-конференции в Фундаментальной библиотеке МГУ были представлены результаты II Межвузовского исследования «Успеваемость студентов первого курса высших учебных заведений России», а также исследования образовательных предпочтений победителей и призеров олимпиад.

Председатель Российского совета олимпиад школьников, ректор МГУ Виктор Садовничий озвучил результаты  исследования: «47,2 % студентов-олимпиадников обучаются на «хорошо» и «отлично», тогда как по остальным студентам этот показатель равен 40,5 %. 65% студентов-олимпиадников обучаются выше среднего уровня. 4,1 балла – это средняя отметка олимпиадников против 3,8 балла у остальных студентов».

Составлен рейтинг вузов, где учатся победители и призеры Всероссийской олимпиады школьников и других олимпиад, включенных в перечень на 2009–2010 учебный год. На первом месте Московский государственный университет. В пятерку лидеров вошли Высшая школа экономики, МГТУ им. Баумана, Санкт-Петербургский государственный университет, Московский физико-технический институт. А в конце списка возникла «красная зона» – 75 вузов, куда не пришел ни один победитель олимпиад. Ректор Высшей школы экономики Ярослав Кузьминов считает, что это вузы без будущего. Он уверен, что сегодня вузы должны очень плотно сотрудничать со школами, причем искать таланты не только среди выпускников, но даже среди младшеклассников.

(Родионова, О. Качественные абитуриенты выбирают качественные вузы  / Оксана Родионова  // Учительская газета. – 2010. – 2 ноября. – С. 2)

II Всероссийский съезд учителей математики

В Фундаментальной библиотеке МГУ под председательством вице-президента РАН Виктора Садовничего состоялся II Всероссийский съезд учителей математики – первое масштабное мероприятие, которое МГУ провел в рамках своей программы развития до 2020 года. Таких съездов в России не было почти сто лет: первый состоялся в 1913 году.

В президиуме сидели выпускники физико-математических школ – заместитель мэра Москвы Людмила Швецова и помощник Президента РФ Аркадий Дворкович, профессор Женевского университета, лауреат премии Филдса Станислав Смирнов, победители конкурса «Учитель года России» Анна Мехед, Наталья Никифорова и Михаил Случ, министр образования и науки РФ Андрей Фурсенко, признавшийся в своей причастности к математике. В зале – 50 делегатов из стран СНГ, Израиля, Сирии, США, Финляндии; 1100 учителей математики и информатики, жаждущих не только новых методик и технологий, но и серьезного разговора о состоянии и перспективах развития математики в стране, о том, как выстраивать систему непрерывного математического образования.

Экспозиции, развернутые в фойе, позволили педагогам получить представление о современных достижениях математики. Учителя смогли посетить выставку математических изданий отдела редких книг и рукописей библиотеки МГУ. От взрослых ученых не отставали и школьники, представившие стендовые доклады по математике. По всему фойе передвигался, удивляя участников съезда, новый робот, подготовленный специалистами мехмата МГУ, – Робоняня.

(Молодцова, В. Математика вокруг нас  / Виктория Молодцова // Учительская газета. – 2010. – 2 ноября. – С. 2)

Со студенческой скамьи – в кресло директора

Любопытную идею хочет реализовать Министерство образования Омской области. Для удержания перспективных молодых учителей в сельских школах ведомство намерено предлагать им директорские должности.

Сейчас в сельских общеобразовательных учреждениях области всего восемнадцать руководителей не старше тридцати лет. Несмотря на подъемные и доплаты к окладам, половина начинающих педагогов не задерживается в деревенской школе. Особенно мужчины. Поэтому региональное Министерство образования решило изыскать способ привлечения на село молодых педагогов. После специального обучения вчерашним выпускникам вузов планируется давать должности директоров. Правда, столь стремительную карьеру смогут  сделать только самые способные и настойчивые.

Возможность стать начальником  должна привлечь недавних студентов. Дополнительным стимулом станет  поддержка областного правительства: выплаты на обустройство и приобретение оборудования, бесплатное обучение основам менеджмента.

Впрочем, должности не будут просто так раздаваться. По словам министра образования Омской области Ирины Прозоровой, молодые директора получат государственную поддержку в обмен на социальные обязательства – не менее пяти лет работы в школе и высокие результаты всего педагогического коллектива.

(Яковлева, Н. Со студенческой скамьи – в кресло директора  / Наталья Яковлева  // Учительская газета. – 2010. – 2 ноября. – С. 3)

Тестирование школьников на употребление наркотиков

В Красноярском крае проводится добровольное анонимное тестирование школьников на употребление наркотических средств. До конца ноября планируется проверить около 25 тысяч подростков.

Тестирование проводят специалисты краевого наркологического диспансера в рамках целевой программы «Комплексные меры противодействия распространению наркомании, пьянства и алкоголизма в Красноярском крае» на 2010–2012 годы. С середины сентября обследование прошли более 10 тысяч ребят. Тесты проводятся в возрастной категории от 15 лет, когда уже не требуется согласия родителей и подросток может принять решение самостоятельно. Поэтому основная часть добровольцев – воспитанники профессиональных училищ. Обследование анонимное – о результатах не будут  знать ни учителя, ни родители.

Предварительные итоги показали, что процент учащихся, употребляющих опасное зелье, гораздо выше официальных цифр.

(Яковлева, Н.  Добровольно и анонимно  / Наталья Яковлева  // Учительская газета. – 2010. – 2 ноября. – С. 3)

О поисковых отрядах

В Северной столице подведены итоги молодежного проекта «Вахта Памяти», который был посвящен 65-летию Победы в Великой Отечественной войне. В юбилейный год петербургские поисковики значительно расширили географию. Ребята работали в Ленинградской области, в Карелии и на Кавказе.

В местах боевой славы в Абхазии, Кабардино-Балкарии, Карачаево-Черкесии  петербургские ребята провели патриотическую акцию «Оборонная тропа». Она проходила под патронатом почетного гражданина Санкт-Петербурга, фронтовика Михаила Боброва и при поддержке Комитета по молодежной политике.

Всего в 2010 году в поисковых работах приняли участие 27 городских отрядов, а это в общей сложности более трехсот старшеклассников и студентов. В ходе Вахты Памяти найдены останки 698 воинов Красной Армии, 34 имени удалось установить.

(Алексютина, Н. Поисковые отряды открывают новые имена  / Наталья Алексютина  // Учительская газета. – 2010. – 2 ноября. – С. 3)

Антипедагогический скандал

В Воронеже разгорелся очередной антипедагогический скандал. Местное телевидение показало сюжет, в котором была использована диктофонная запись урока в школе № 9. Диктофон второкласснику дали родители: уставшие от постоянных замечаний в дневнике сына, они попросили мальчика сделать запись на уроке, чтобы потом разобраться, почему он постоянно получает неуды и замечания.

То, что показали, точнее, то, что прозвучало в телеэфире, не могло не шокировать. Совершенно истерическим голосом женщина отчитывала детей, причем слова «идиоты», «тупицы» и «скотины» повторялись практически в каждом предложении. И родители Данилы, и сам мальчик утверждают, что это запись с урока Татьяны Дмитриевны Башкирцевой – педагога с 38-летним стажем, руководителя районного методического объединения учителей начальной школы.

По словам родителей мальчика, конфликт с этой учительницей возник еще в прошлом году. Директор школы пообещал, что она доработает учебный год и уйдет из школы, но этого не случилось, и в наступившем учебном году детей встретила та же самая учительница.

Сейчас прокуратура района направила все имеющиеся против учителя материалы в отдел внутренних дел «для решения вопроса о проведении процессуальной проверки на предмет наличия признаков преступления». А сама Татьяна Дмитриевна уволилась «по собственному желанию».

(Масликова, Т. Учительница «добрая» моя  / Татьяна Масликова  // Учительская газета. – 2010. – 2 ноября. – С. 3)

Социальный информационно-просветительский проект

Социальный информационно-просветительский проект Омского государственного педагогического университета «Современный русский» победил среди двух тысяч участников Всероссийского конкурса интеллектуальных проектов «Держава», организованного Общественной палатой РФ и фондами «Русский мир», «Единство во имя России». По комплексу мероприятий в деле популяризации грамотной речи среди населения университетский проект не имеет аналогов ни в России, ни за рубежом.

Проект  начался в январе 2008 года стараниями преподавателей и студентов ОмГПУ. Целью создателей проекта «Современный русский» было желание повысить статус русского языка, обратить внимание людей на современное состояние языковой культуры, оказать поддержку нуждающимся в лингвистической помощи. Кроме того, проект косвенно обеспечивает информационную и рекламную поддержку федеральной программе «Русский язык». Проект детально проработан и дорабатывается до сих пор. В результате выделено несколько основных направлений, адресованных широким массам, доступных всем возрастам. Сейчас успешно реализуются семь.

Первое носит название «Чисто по-русски!». С марта 2008 года на мобильных экранах 160 автобусов и 60 маршрутных такси Омска демонстрируются просветительские ролики, которые рассказывают о нормах произношения и правописания в современном русском языке, знакомят с происхождением общеупотребительных понятий, указывают на неверное словоупотребление и приводят правильные варианты.

Тогда же  начала работу «Экстренная лингвистическая помощь», которая предоставляется по телефону «горячей линии» и с помощью ICQ.

Третье направление – «Цитаты из жизни» – призвано повысить статус русского языка через знакомство с интересными высказываниями выдающихся личностей России.

Выпуск серии карманных словарей-справочников под общим названием «За словом в карман» – это четвертое направление.

Пятое направление проекта  – «Наши публикации». Народ ощущает острую    потребность в интересной и познавательной публицистике, побуждающей мыслить, анализировать. Сайт проекта способствует расширению географии проекта – его посещают жители 90 стран, причем список постоянно растет. Направление «Палитра русского языка» появилось в начале 2009 года для того, чтобы вовлечь детей разных возрастов в активную практическую деятельность – при помощи учеников художественных школ удалось создать серию мультипликационных фильмов о русском языке.

(Яковлева, Н. Осторожно: чужое слово  / Наталья Яковлева // Учительская газета. – 2010. – 2 ноября. – С. 4)

Деление на «элитные» и «массовые» университеты

Вузы, имеющие особый статус, – Санкт-Петербургский госуниверситет и Московский государственный университет имени М. В. Ломоносова, провели  в Екатеринбурге встречу, что называется, на высоком уровне. К этому дуэту присоединились семь федеральных университетов (Сибирский, Казанский, Южный, Уральский, Северный, Дальневосточный и Северо-Восточный) и 22 национальных исследовательских университета. На встрече присутствовал  первый заместитель руководителя администрации президента РФ Владислав Сурков, министр образования и науки Андрей Фурсенко.

То, что встреча прошла в неполном составе, свидетельствует о сильном желании некоторых вузов отделиться от прочей «серой массы».  Задачи у «элитных» и «массовых» слишком разные. Открывая пленарное заседание, министр образования и науки РФ Андрей Фурсенко не преминул напомнить участникам, что именно перед ними стоит задача «обеспечить реальную интеграцию образования, науки и бизнеса, а также изменить отношение к качеству образования». Отныне эти «реальные задачи» будет решать новая структура – Ассоциация ведущих университетов России.

Ректор Санкт-Петербургского госуниверситета уверен, что новый вузовский союз будет содействовать развитию системы высшего образования и науки в целом.  Задачи в модернизации включают в себя обеспечение прозрачности вузов для потребителей и государства, подготовку новых преподавателей для российских вузов и повышение квалификации действующих.

При этом, советует ректор, нужно срочно поднять уровень финансирования в расчете на одного студента в ведущих университетах России, потому что эти студенты несут на себе особую миссию. Их преподаватель просто обязан вести научную работу, а студент в результате этого имеет более низкую учебную нагрузку.

Созданием новой ассоциации, по сути, завершилась процедура оформления особых вузов в отдельный «вид».

Национальный исследовательский университет (НИУ) – статус, присваиваемый на конкурсной основе. Сегодня насчитывается уже 29 носителей данного статуса. Важнейшими отличительными признаками НИУ как записано в документах, являются: способность генерировать знания и обеспечивать эффективный трансферт технологий в экономику; проведение широкого спектра фундаментальных и прикладных исследований; наличие высокоэффективной системы подготовки магистров и кадров высшей квалификации. Основная задача государственной поддержки института НИУ – вывод на мировой уровень образовательных организаций, способных взять на себя ответственность за сохранение и развитие кадрового потенциала науки и профессионального образования, развитие и коммерциализацию в России высоких технологий.

(Савицкая, Н. Вузы разошлись по интересам / Наталья Савицкая // Независимая газета. – 2010. – 9 ноября. – С. 8)

Университетские миллиарды

Премьер-министр РФ Владимир Путин подписал  распоряжения о выделении средств на развитие федеральных и национальных исследовательских университетов. Пять федеральных университетов – Казанский, Северный, Уральский, Северо-Восточный и Дальневосточный – получат 5 млрд руб.; еще 6 млрд уйдут в национально-исследовательские университеты, которых сегодня 27. В ближайшие три года еще около 90 млрд. руб. дадут ведущим вузам страны.

(Савицкая, Н. Университетские миллиарды  / Наталья Савицкая  // Независимая газета. – 2010. – 2 ноября. – С. 8)

Деньги за диплом

Генпрокуратура РФ внесла в адрес министра образования России Андрея Фурсенко представление в связи с неправомерным взиманием денежных средств с граждан страны при подтверждении документов об образовании. Министерство не утвердило конкретные размеры платы за экспертизу документа об образовании. Это позволило Главэкспертцентру установить свой тариф на такие услуги: 2966 руб. за документ. При этом в трудозатраты Главэкспертцентра были включены услуги, которые относятся к функциям Рособрнадзора, облагаются госпошлиной и не могут быть включены в стоимость экспертизы дипломов об образовании.

(Деньги за диплом  // Независимая газета. – 2010. – 2 ноября. – С. 8)

Гранты ученым

Совет по грантам Правительства РФ определил имена 40 ученых – победителей открытого публичного конкурса на получение грантов правительства для государственной поддержки научных исследований, проводимых под руководством ведущих ученых в 8 российских вузах. На конкурс было подано 507 заявок. После детального обсуждения путем голосования был составлен рейтинг. Среди победителей 20 ученых имеют российское гражданство (из них шестеро имеют двойное гражданство). Постоянно проживают в России пятеро. Среди зарубежных ученых 10 имеют гражданство США (из них четверо имеют двойное гражданство), семеро – граждане ФРГ. Гранты выделяются в размере до 150 млн. руб. каждый на проведение научных исследований в 2010–2012 годах. Общий объем средств федерального бюджета, который получат победители первого конкурса, составит 5,33 млрд. руб. (1,10 млрд руб. в 2010 году, 2,33 млрд руб. в 2011 году и 1,90 млрд руб. в 2012 году).

(Гранты ученым  // Независимая газета. – 2010. – 2 ноября. – С. 8)

Что объединяет учителей России и Франции

Модернизация систем школьного образования России и Франции стала темой встречи министра образования и науки РФ Андрея Фурсенко, министра национального образования Франции Люка Шателя, руководителей и специалистов органов управления образованием России и Франции, международных экспертов, представителей педагогического и научного сообщества двух стран.

Так как в основе всех школьных преобразований и во Франции, и в РФ стоит учитель, то и трансформация учительской профессии стала одной из важных тем обсуждения специалистов обеих стран. Преподавательница лицея из Франции Катрин рассказала участникам встречи о своем участии во французских программах Жюля Верна. Суть их такова: учитель, участвующий в этой программе обмена, имеет возможность отправиться работать на год в другую страну. На месте основной работы ему держат место и оплачивают эту командировку, сохраняя заработную плату в полном объеме. Эта гарантия помогает учителям быть решительней в своих планах и отправляться в самые разные страны, не особо беспокоясь о завтрашнем дне. Сама автор доклада работала в Орле и Туле. В ноябре она будет принимать посланцев из России у себя, во Франции.

К единому же образовательному пространству с Европой Россия сможет прийти только тогда, когда будут унифицированы оценки и формализованы подходы к вопросу о взаимопризнании сертификатов и дипломов на законодательном уровне.

(Герасимова, Е. Авторитарность или авторитет в школе  / Елена Герасимова  // Независимая газета. – 2010. – 2 ноября. – С. 8)

О кадровых перестановках

В  первую половину ноября стало известно, что новый мэр Москвы Сергей Собянин уволил начальника столичного департамента образования Ольгу Ларионову. На эту должность был назначен Исаак Калина, занимавший до этого пост заместителя министра образования и науки РФ.

(2 недели в 30 строк  // Первое сентября. – 2010. – № 21. – С.  1)

О федеральной целевой программе

В первой половине ноября премьер-министр Владимир Путин встретился с министром образования и науки Андреем Фурсенко. Темой их встречи стала федеральная целевая программа развития образования, которая сейчас уточняется и готовится к принятию. «В новой федеральной целевой программе мы заложили идею – помочь создать в регионах центры, где дается лучшее дошкольное образование, лучшее школьное, центры переподготовки кадров в области начального и среднего профессионального образования, в том числе и переподготовка взрослых людей, – рассказал Андрей Фурсенко. – Смысл этой новой программы заключается в том, чтобы мы помогали регионам развиваться самим».

(2 недели в 30 строк  // Первое сентября. – 2010. – № 21. – С.  1)

«Бюджетникам страны – достойную зарплату!»

В октябре–ноябре в стране прошла Всероссийская акция работников бюджетной сферы под лозунгом «Бюджетникам страны – достойную зарплату!». Организатором акции выступает Совет ассоциации профсоюзов работников непроизводственной сферы, объединяющий более 8 млн. работников образования, здравоохранения, культуры.

Акция разделена на три этапа: первые коллективные действия прошли в регионах 7 октября в рамках Всемирного дня действий «За достойный труд!»; 28 октября состоялся пикет в Москве у памятника Карлу Марксу напротив Государственной Думы; 10 ноября во всех регионах были организованы пикеты, митинги, встречи участников акции с руководителями региональных и муниципальных органов власти.

(Дашковская, О. Власть бюджетников не слышит… / Ольга Дашковская  // Первое сентября. – 2010. – № 21. – С. 4)

Краеведческие вести

Соглашение о социально-экономическом партнерстве

Администрация Волгоградской области, Совет ректоров высших профессиональных учебных заведений региона и Волгоградский областной Совет профсоюзов подписали соглашение о социально-экономическом партнерстве на 2010–2012 годы.

Свои подписи под документом поставили глава администрации области Анатолий Бровко, председатель областного Совета ректоров Иван Новаков и председатель облсовпрофа Павел Николаенко.

Соглашением предусмотрены бюджетные ассигнования на выплату персональных стипендий студентам, учащимся высших, средних профессиональных и общеобразовательных учебных заведений, имеющим глубокие знания и ведущим научно-исследовательскую работу. На эти цели в 2011 и 2012 годах планируется направить 430 тысяч рублей. Около 10 миллионов рублей предусмотрено на выплату государственных научных грантов в области науки, экономики, гуманитарной и социальной сферах. Около трех миллионов рублей будет выделено на премии в области литературы, искусства, образования, СМИ. Порядка 11 миллионов рублей – на проведение межвузовских конференций и спартакиад молодых ученых и студентов, организацию профильных оздоровительных смен, покрытие расходов на питание студентов, проходящих оздоровление на загородных базах вузов. Около 25 миллионов рублей до 2012 года планируется выделить на выплату губернаторской стипендии студентам вузов, окончившим школу с золотой медалью. На ежемесячные социальные пособия студенческим семьям, имеющим детей, а также отдельным категориям студентов запланировано более 5,5 миллиона рублей.

Как подчеркивалось на церемонии подписания Соглашения, результатом такой совместной работы станет создание необходимых комфортных условий для работы, учебы, активного отдыха, занятия научной деятельностью и творческой самореализации преподавателей и студентов Волгоградской области.

(Преподавателям и студентам создают комфортные условия для работы и учебы  // Молодой. – 2010. – 18 ноября. – С. 2)

О «Неделе национальных культур»

Старт проекту «Недели национальных культур» был дан в Волгограде накануне Дня народного единства. В актовом зале школы № 54 собрались школьники Советского и Кировского районов, их педагоги, представители национальных диаспор.

Психологи школы № 57 Кировского района и прогимназии № 2 Советского провели психолого-социологическое исследование и выяснили: в многонациональных классах уровень конфликтности довольно высок. Так родилась идея дать возможность детям побольше узнать о традициях и укладе семей разных народностей, поближе познакомиться с их культурой.

Проект получил грантовую поддержку главы Волгограда Романа Гребенникова. Идея состояла в том, чтобы в течение учебного года провести несколько недель национальных культур – славянских, европейских народов, народов Кавказа и Средней Азии. Причем пригласить к участию как можно больше учебных заведений и центров досуга и культуры. В программе проекта семейные встречи, шуточные игры и чаепития, фестиваль иностранных языков, экскурсии в «Старую Сарепту» и краеведческий музей Волгограда. А цель очевидна – через знакомство с традициями и культурой разных народов воспитать толерантное отношение друг к другу, помочь в адаптации ребят при переходе из младшего в среднее школьное звено. И уж, конечно, это поможет полнее раскрыть таланты детей и сплотит многонациональные классы, которых в школах Волгограда очень много.

(Воспитание культурой  // Приложение к газете «Городские вести». – 2010. – 11 ноября. – С. 14)

Городской фестиваль «С миру по нитке»

Молодежь Красноармейского района хранит народные традиции и делает это с превеликим удовольствием! Это поняли все, кто побывал на отборочном этапе городского фестиваля «С миру по нитке», приуроченного к Международному дню толерантности.

На сцене были представлены песни, танцы и легенды разных народов. Наши «многогранные таланты» подготовили не только литературно-музыкальные композиции, но и создали удивительной красоты полотна. Изготовленные в разных техниках – лоскутное шитье, аппликация на ткани, батик – они вместили и уютные домики, и ароматные яблони, и ласковое солнышко, и пушистые горные вершины... А главное украшение каждого панно, как и в жизни, люди: улыбчивое лицо армянина, фигурки русского парня, кореяночки, азербайджаночки, украинцев.

На сцене спорт-дискоклуба «Антей» выступали ребята разных национальностей. Волшебные восточные танцы в исполнении профессионалов из коллектива «Наиля» украсили это удивительное шоу. Свои костюмы «в национальных мотивах» представил Театр авангардной моды, а выступление вокалистов из Центра детского творчества стало прекрасным подарком гостям и участникам фестиваля.

(С миру по нитке // Молодой. – 2010. – 18 ноября. – С. 2)

В ВГПУ построят бассейн

В актовом зале Волгоградского государственного педагогического университета (ВГПУ) 16 ноября состоялась встреча председателя Волгоградской областной Думы, секретаря Волгоградского регионального политического совета партии «Единая Россия» В. В. Ефимова и ректора ВГПУ Н. К. Сергеева со студентами, целью которой было определение вектора направления молодежной политики. На встрече также поднимался вопрос о реализации проекта «Единой России» «500 бассейнов». В середине октября 2010 г. бюро Высшего совета партии «Единая Россия» утвердило перечень вузов, которые в 2011 году станут участниками проекта. Плавательные бассейны будут строиться в 17 вузах страны, и ВГПУ попал в этот список.

(Кичайкина, Т.  В ВГПУ построят бассейн  / Татьяна Кичайкина  // Молодой. – 2010. – 18 ноября. – С. 2)

О научном обществе молодых ученых и студентов

Студенческое научное общество было создано в год рождения Сталинградского медицинского института студентами-энтузиастами. А в 1997 году произошло объединение студенческой науки и исследовательской деятельности молодых преподавателей, аспирантов и было сформировано Научное общество молодых ученых и студентов – НОМУС ВолГМУ.

Одной из основных задач НОМУС ВолГМУ является организация и участие в проведении итоговых, региональных, всероссийских и международных конференций. В них принимает участие более тысячи молодых исследователей, занимающихся на кафедрах ВолГМУ, причем с каждым годом количество участников возрастает. Совет НОМУС в течение года организует дополнительные лекции для интересующихся студентов. По актуальным вопросам и проблемам современной медицинской науки. С прошлого года стало хорошей традицией проведение воскресных психологических тренингов, направленных на формирование лидерских качеств, умение работать в коллективе, сплочение. Несколько воскресных дней подряд активисты НОМУС и все желающие студенты с удовольствием работали на семичасовых тренингах, проводимых центром «Марбис», кафедрой социальной работы ВолГМУ. В этом году Совет НОМУС ВолГМУ активно начал работу по профориентационной работе среди школьников.

В Волгоградском государственном медицинском университете успешно работает и дала свои плоды система грантовой поддержки молодых исследователей. Впервые студенты ВолГМУ удостоены медали Российской академии наук, а также премии Президента РФ по поддержке талантливой молодежи в рамках приоритетного национального проекта «Образование». Два года подряд Государственная дума Федерального Собрания РФ награждала ВолГМУ дипломом «За успехи в развитии научно-технического творчества детей и молодежи, а также значительный вклад в дело сохранения и восполнения интеллектуального потенциала России».

(Загребин, В. НОМУС – это серьезно!  / Валерий Загребин  // Молодой. – 2010. – 18 ноября. – С. 4)

О научно-исследовательском институте фармакологии

В Волгоградском медицинском университете существует структурное подразделение – научно-исследовательский институт фармакологии. В нем располагаются лаборатории разных направлений, в том числе химико-фармацевтический отдел, занимающийся синтезом новых биологически активных веществ. В лабораториях этого отдела синтезированы инновационные разработки по лечению ВИЧ-1, гепатита, цито-мегаловирусной инфекции. Эти вещества обладают в несколько раз большей активностью, чем все известные на сегодняшний день противовирусные препараты. Также волгоградскими фармакологами проводится доклиническая апробация на лабораторных животных новых веществ, перспективных для лечения сердечно-сосудистых, эндокринологических и ряда других заболеваний.

Новым направлением в работе волгоградских медиков является создание фармакологического кластера. Это один из самых значимых для региона проектов, способный решить проблему лекарственного обеспечения страны.

В начале ноября этого года ученые Волгоградского государственного медицинского университета представляли наш регион на III Международном форуме по нанотехнологиям. Была представлена имеющая большое социальное значение разработка по использованию нанопокрытий для эндопротезов и имплантов.

(Фенибут, анаферон и фармакологический кластер // Молодой. – 2010. – 18 ноября. – С. 4)

Детскому экологическому парламенту исполнилось 4 года

В школе № 84 Центрального района отпраздновал свой четвертый год рождения детский экологический парламент (ДЭП).

Детский экологический парламент начал свою работу в октябре 2006 года. В его составе учащиеся многих школ города. Базой для этого общественного объединения стал экологический центр «Зеленая орбита», который возглавляет Сергей Шавлак.

За четыре года детским экологическим парламентом сделано немало. Это участие в акциях «Наш лес мы обустроим сами», зеленый субботник на территории лесхоза Чапурниковская балка, закладка аллеи на территории школы № 64 и многие другие дела. Ребята потрудились на уборке мусора на острове Сарпинском, ежегодно принимают участие в экологическом празднике «День Волги». В Советском районе прошла интересная акция «Усынови заказник» (каждая школа выбрала для себя один природный объект, досконально изучила и предложила мероприятия по его сохранению).

(Шестакова, И. С Днем рождения, ДЭП! / Ирина Шестакова  // Областные вести. – 2010. – 3–11 ноября. – С. 9)

Просьба об индексации зарплаты

Волгоградские педагоги обратились к Президенту России с просьбой об индексации зарплаты, а также повышении студенческих стипендий на 15 %. Это один из итогов профсоюзного форума, который провели в областном центре молодые учителя и студенты педагогических профессий.

На данный момент зарплата работников образования в области составляет 66,7 % по сравнению со средней зарплатой в непроизводственной сфере, а два года назад эта цифра доходила до 82 %. Снова упал престиж профессии учителя, и опять молодежь не хочет идти работать в школу. Кроме того, доходы педагогов упали в связи с новой системой оплаты труда.

На этой неделе работники образования должны получить ответ от Правительства РФ относительно их финансового будущего.

(Догнать и перегнать инфляцию  // Интер. – 2010. – 11 ноября. – С. 3)

Компьютеры для школьников

Волгоградские школы станут участниками проекта «Компьютер для школьника». Уже в новом году учащимся подарят семь тысяч новеньких компьютеров. Соответствующее соглашение на днях подписано главой областного центра Романом Гребенниковым и Владимиром Эренбургом, заместителем председателя совета директоров благотворительного Фонда Олегом Дерипаски «Вольное дело». Проект осуществляется Фондом и реализуется в партнерстве с администрацией Волгограда при содействии Волгоградского алюминиевого завода ОК РУСАЛ.

(Иванов, Ф. Дерипаска подарит волгоградским детям ноутбуки  / Федор Иванов  // Московский комсомолец. – 2010. – 17–24 ноября. – С.  15)

Интернет-урок

Для волонтеров Волгоградского технологического колледжа сотрудники УФСКН России по Волгоградской области провели интернет-урок «Имею право знать!».

Данное антинаркотическое мероприятие проходит в рамках Всероссийского интернет-урока для учащихся образовательных учреждений с октября по декабрь 2010 год.

На уроке сотрудники наркоконтроля познакомили ребят со специальным разделом на сайте ФСКН России, в котором представлены материалы антинаркотической направленности в виде трех блоков для разных возрастных категорий.

Волонтеры получили не только полезную информацию о вреде наркотиков, но и могли задать вопросы специалистам в области профилактики наркомании и наркопреступности.

(Климачева, Н. Интернет-урок «Имею право знать!»  / Наталья Климачева  // Ваше здоровье. – 2010. – № 44. – С.  6)

О краеведческом альманахе

В 2006 году при поддержке депутата Волгоградской городской думы Ирины Фоминой впервые вышел краеведческий альманах, куда вошли стихи и проза волгоградских школьников и студентов. Инициаторами проекта выступили Александр Плотников, профессор политехнического университета, и  ученый-краевед Иван Донцов. «Изучая родной край, ребята узнают много интересного, но рассказать об этом могут только в своей школе, институте, друзьям и близким, – говорит Ирина Фомина. – Суть проекта в том, чтобы молодые авторы получили выход на широкую аудиторию, а волгоградцы узнали что-то новое об истории своей малой родины».

(Шестакова, И. Любить и знать свой край  / Ирина Шестакова // Областные вести. – 2010. – 19–25 ноября. – С. 7)

Комментарии

Авторизуйтесь для того, чтобы иметь возможность оставлять комментарии.

Задать вопрос