В вашем браузере отключен JavaScript. Из-за этого многие элементы сайта не будут работать. Как включить JavaScript?

Учебно-Методический портал

урок «Класс Птицы. Особенности внешнего строения, связанные с полётом

урок «Класс Птицы. Особенности внешнего строения, связанные с полётом

Катерина Артемьева
Тип материала: Урок
Рейтинг: 12345 голосов:1просмотров: 4826

Дистанционное обучение педагогов по ФГОС по низким ценам

Вебинары, курсы повышения квалификации, профессиональная переподготовка и профессиональное обучение. Низкие цены. Более 18500 образовательных программ. Диплом госудаственного образца для курсов, переподготовки и профобучения. Сертификат за участие в вебинарах. Бесплатные вебинары. Лицензия.

Файлы
урок.doc Скачать

Автор: Артемьева Катерина Алексеевна

Место проживания: Республика Башкортостан, Стерлитамак

Школа: МАОУ «СОШ № 10»

Предмет: Биология

Класс: 7

Продолжительность урока: 45 минут


Тема урока «Класс Птицы. Особенности внешнего строения, связанные с полётом»

Актуальность: Изучение птиц помогает расширять кругозор, привить любовь и бережное отношение к окружающей среде.

Цели:

Образовательные:

1) ознакомить учащихся с приспособлениями птиц к полету;

2) расширить представления о птицах через наблюдение, обобщение, синтез, исследование и поиск новых сведений;

3) изучить строение пера и выяснить его значение в жизни птиц.

Формировать УУД:

- Личностные УУД способность к самооценке на основе успешности деятельности.

- Регулятивные УУД: умение определять и формулировать цель на уроке, работать по плану, оценивать правильность выполнения заданий, планировать свои действия, высказывать свою точку зрения;

- Коммуникативные УУД: умение выражать свои мысли, слушать и слышать партнера;

- Познавательные УУД: добывать новые знания: находить ответы на вопросы, используя учебник и инструктивные карточки.


Планируемый результат

Предметные:изучить приспособления птиц к полету, строение пера.

Личностные: уметь проводить самооценку на основе успешности учебной деятельности.

Метапредметные:

уметь определять и формулировать цель на уроке, работать по плану, оценивать правильность выполнения действий, планировать свою работу, высказывать свое предположение (Регулятивные УУД);

уметь выражать ход своих мыслей, слушать и слышать партнера (Коммуникативные УУД)

Методы: интерактивный, исследовательский методы обучения.

Тип урока: урок изучения нового материала.

Формы организации познавательной деятельности:
групповая, фронтальная, индивидуальная.

Средства обучения: рисунки, чучело птицы, перья птицы.

Методы организации учебно–познавательной деятельности:

  • исследование особенностей внешнего строения птицы в связи с полетом;

  • отчёты ходе работы над исследованиями,обсуждение;

  • воспроизведение добытых сведений;

  • установление причинно-следственных связей;

  • самореализация учащихся в творческой работе;

  • восприятие новых знаний посредством органов чувств

Средства обучения: ПК и проектор, презентации, перья.

Ход урока

  1. Организационный момент.

Здравствуйте, ребята! Проверка отсутствующих по списку. Ребят, обычно на уроке вы сидите по рядам, а сегодня мы поставили парты необычным способом, а значит и урок предстоит необычный, увлекательный и, надеюсь, продуктивный.

II. Актуализация знаний.

У нас сегодня гости, а в их присутствии мы всегда показываем себя только с лучшей стороны.

III. Проверка знаний.

Начнем урок с проверки домашнего задания. Проверим, как вы усвоили тему прошлого урок. Дома вы должны были повторить пресмыкающихся.

Для проверки усвоения прошлых тем я приготовила тесты. Пожалуйста, получите их, на его решение даю вам 10 минут.

1. Рас­по­ло­жи­те в пра­виль­ном по­ряд­ке си­сте­ма­ти­че­ские ка­те­го­рии, на­чи­ная с наи­мень­шей. В от­ве­те за­пи­ши­те со­от­вет­ству­ю­щую по­сле­до­ва­тель­ность цифр.

 1) Пре­смы­ка­ю­щи­е­ся

2) Га­дю­ка

3) Хор­до­вые

4) Га­дю­ка обык­но­вен­ная

5) Че­шуй­ча­тые

2. Верны ли сле­ду­ю­щие суж­де­ния о пре­смы­ка­ю­щих­ся?

 А. Самки пре­смы­ка­ю­щих­ся от­кла­ды­ва­ют опло­до­творённые яйца с боль­шим со­дер­жа­ни­ем желт­ка.

Б. Раз­ви­тие пре­смы­ка­ю­щих­ся про­ис­хо­дит с пре­вра­ще­ни­ем.

 1) верно толь­ко А

2) верно толь­ко Б

3) верны оба суж­де­ния

4) оба суж­де­ния не­вер­ны

3. Пре­смы­ка­ю­щи­е­ся, в от­ли­чие от зем­но­вод­ных, на­сто­я­щие су­хо­пут­ные жи­вот­ные, так как они

 1) при­спо­соб­ле­ны к на­зем­но­му раз­мно­же­нию и раз­ви­тию

2) имеют две пары ры­чаж­ных ко­неч­но­стей

3) по­ми­мо кож­но­го ды­ха­ния осу­ществ­ля­ют лёгоч­ное ды­ха­ние

4) имеют раз­ви­тую нерв­ную си­сте­му

4.Пре­смы­ка­ю­щим­ся, в от­ли­чие от зем­но­вод­ных, свой­ствен­но

 1) на­руж­ное опло­до­тво­ре­ние

2) раз­де­ле­ние тела на го­ло­ву, ту­ло­ви­ще и хвост

3) раз­ви­тие с об­ра­зо­ва­ни­ем ли­чин­ки

4) внут­рен­нее опло­до­тво­ре­ние

5. Наи­бо­лее ве­ро­ят­ны­ми пред­ка­ми пре­смы­ка­ю­щих­ся были древ­ние

 1) Ки­степёрые рыбы

2) Мле­ко­пи­та­ю­щие

3) Зем­но­вод­ные

4) Дво­я­ко­ды­ша­щие рыбы

6. По­зво­ноч­ных жи­вот­ных с трёхка­мер­ным серд­цем, раз­мно­же­ние ко­то­рых про­ис­хо­дит на суше, объ­еди­ня­ют в класс

 1) Пре­смы­ка­ю­щи­е­ся

2) Зем­но­вод­ные

3) Мле­ко­пи­та­ю­щие

4) Кост­ные рыбы

7. Рас­по­ло­жи­те в пра­виль­ном по­ряд­ке про­цес­сы, от­но­ся­щи­е­ся к раз­мно­же­нию и раз­ви­тию прыт­кой яще­ри­цы, на­чи­ная с об­ра­зо­ва­ния по­ло­вых кле­ток. В от­ве­те за­пи­ши­те со­от­вет­ству­ю­щую по­сле­до­ва­тель­ность цифр.

 1) раз­ви­тие за­ро­ды­шей внут­ри яиц

2) выход мо­ло­дых яще­риц

3) опло­до­тво­ре­ние яиц в яй­це­во­дах самок се­мен­ной жид­ко­стью сам­цов

4) про­дви­же­ние яиц по яй­це­во­дам самки и об­ра­зо­ва­ние на них за­щит­ной во­лок­ни­стой обо­лоч­ки

5) от­клад­ка сам­кой яиц

8. Уста­но­ви­те со­от­вет­ствие между при­зна­ком и ор­га­низ­ма­ми, для ко­то­рых он ха­рак­те­рен. Для этого к каж­до­му эле­мен­ту пер­во­го столб­ца под­бе­ри­те по­зи­цию из вто­ро­го столб­ца. Впи­ши­те в таб­ли­цу цифры вы­бран­ных от­ве­тов.

                             ПРИ­ЗНАК                      ОР­ГА­НИЗ­МЫ

A) тело с ши­ро­ко рас­став­лен­ны­ми но­га­ми, редко без­но­гое; 1) яще­ри­цы

Б) веки не­с­рос­ши­е­ся, по­движ­ные; 2) змеи

В) веки сро­слись и стали про­зрач­ны­ми;

Г) все пред­ста­ви­те­ли не имеют ко­неч­но­стей;

Д) могут про­гла­ты­вать круп­ную до­бы­чу бла­го­да­ря че­лю­стям,

спе­ре­ди, со­единённым рас­тя­жи­мы­ми связ­ка­ми;


Теперь обменялись листочками и проверим совместно, кто как выполнил эту работу. (Идет проверка совместно с учителем)

Давайте теперь выясним, о чем мы будем говорить сегодня.

Тему нашего урока я предлагаю определить, предварительно разгадав загадки

Очень странный почтальон:
Не маг, не волшебник он.
Доставит письма и газеты,
Несет посылку на край света,
Хранить умеет все секреты.
Крылат и смел, и зорок он.
Кто же этот почтальон?

(Сова)

По лужку он важно бродит,
Из воды сухим выходит,
Носит красные ботинки,
Дарит мягкие перинки.

(Гусь)

 Хоть я не молоток -
По дереву стучу:
В нем каждый уголок
Обследовать хочу.
Хожу я в шапке красной
И акробат прекрасный.

(Дятел)

Угадайте, что за птица
Света яркого боится,
Клюв крючком, глаз пятачком?

(Сова)

Что поднимает и малое дитя,
А через хату не перекинет
И сильнейший мужчина?
(перо)

Поймаю гуся,
Пущу его в воду,
Буду им водить,
Он будет говорить.
(перо)

По лесу летало,
В воду упало,
В воде болталось
И сухим осталось.

(перо)

О представителях какого класса животных мы сегодня будем говорить? Какая же тема урока. Правильно. А о каких особенностях будем говорить?

Запишем тему в тетрадях: « Класс Птицы. Приспособления птиц к полету»

IV. Изучение нового материала.

Давайте вместе с вами сформулируем цели урока, что мы сегодня о птицах можем узнать?

Цели урока: Познакомиться с приспособлениями птиц к полету.

О птицах можно узнать из различных источников - книг, интернета, наконец, из рассказов очевидцев. Красота и звучное пение делает птиц ярким украшением природы. Птицы сопровождают нас всю жизнь. С детства нас сопровождают и сказки о птицах. Может вы назовёте какие-нибудь из них. («Гуси-лебеди», «Соловей – разбойник» и др.) Это же ваши любимые сказки из детства.

Постановка проблемы

Птиц очень сильно отличаются от других животных. На основании каких данных внешнего строения можно сказать, что это – птицы и в чем их главная особенность?

Птицы поют песни, умеют летать, стоят гнёзда, откладывают яйца

А только ли птицы поют песни?

Песни поют и люди, дельфины, а они - не птицы. Значит, это не главная особенность птиц!

Умеют летать?

Летают и бабочки, жуки, мухи. Значит нельзя сказать, что умение летать - главная особенность птиц.

Вьют гнезда?

Строят гнезда некоторые рыбы, например, колюшка, значит, «вить гнезда» - это не главная особенность птиц?

- Откладывают яйца?

Несут яйца еще и пресмыкающиеся и некоторые млекопитающиеся, утконос и ехидна, например.

- Тело птиц покрыто перьями

Правильно, перьевой покров – вот это главная особенность птиц.

Сегодня мы выясним, как приспособлены птицы к полету.

А сделаем мы это, проведя исследования. Для этой работы у нас есть 3 группы. Группа работает над полученным заданием. О результатах работы группы расскажет один из выбранных вами учеников.

Учитель раздает инструктивные карточки. Они помогут вам в исследовании.


Задание группе №1.
Исследование внешнего облика птицы

1.Какова форма тела помогает птицам в полете?
2. Какие органы чувств расположены на голове и имеют ли они отношение к полету?

3. Посмотрите на часть ноги, где нет перьев – цевку. Какое значение имеет цевка?

4. Как связаны внешние признаки с полетом? Сделайте выводы

Задание группе № 2
Исследование перьевого покрова.

1. Рассмотрите перья под лупой и микроскопом. Какое строение они имеют? Сравните с рисунком учебника. Подпишите составные части.
2. Для чего птицам большие перья.

3. Для чего птицам маленькие перья и пух?
4. Обмакните перья в стакан с водой. Намокли ли они?

Задание группе №3.
Изучение строения скелета птиц

  1. Рассмотрите скелет птицы. Какие отделы можно выделить в скелете птицы (Работа по учебнику)?

  2. Рассмотрите череп. Как соединены между собой кости черепа? Каково значение такого соединения костей в черепе птицы?

  3. Рассмотрите киль. Зачем он нужен?

  4. Каковы особенности расположения пальцев на ноге?

  5. Сделайте вывод об особенностях строения скелета в связи с приспособлением к полету. Сделайте выводы.

Прежде чем приступить к обсуждению результатов, давайте отдохнем.

Музыка для релакса.

Сделайте глубокий вдох и выдох. Расслабьтесь. Вообразите себя птицей, большой или маленькой. Главное, что вы свободная птица. Вы делаете взмах крыльями, еще один и еще и летите. Вы чувствуете, как теплый ветерок нежно овевает ваше тело. Еще один взмах — и вы парите над землей, широко расправив крылья. Рассмотрите, что находится вокруг вас. Почувствуйте удовольствие от полета… Ваш полет подошел к концу. Вы медленно снижаетесь. Оставьте в памяти те приятные впечатления, которые вам удалось получить, летая над землей. Вот вы мягко коснулись земли. Вернитесь в реальный мир. Сделайте глубокий вдох, выдох. Откройте глаза. Потянитесь. (на слайде)

Давайте теперь обсудим ваши результаты. Результаты исследований. На слайде общий вид птицы виды перьев, скелет птицы.

Оцените свою работу в группах.

После проведенных вами исследований, давайте выясним, благодаря чему птицы так легко парят в воздухе. Запишем в тетрадях

Черты, связанные с полетом: (на слайде)
1. Превращение передних конечностей в крылья;
2. Перьевой покров, придающий телу обтекаемую форму;
3. Облегчение веса тела за счет полых костей;
4. Киль – как место прикрепления сильно грудных мышц, двигающих крылья и для рассечения воздуха при полете;
5. Ряд особенностей скелета – череп без швов, воздушные кости, киль для прикрепления мышц, цевка на ногах для приземления и отталкивания.

Ребят, как вы думаете, мы добились того, чего хотели в начале урока?

Ребята, как вы думаете, это все приспособления к полету? Это конечно не предел, практически в каждой системе органов есть особенности, помогающие птицам в полете, на следующем уроке мы с ними познакомимся.

Ребят, раз мы сегодня урок посвятили полету птиц, мы просто обязаны вспомнить прошедшие Олимпийские игры в городе Сочи. Как вы знаете, на олимпийские игры едут самые сильные, самые ловкие, самые быстрые. Среди птиц тоже есть свои рекордсмены: обратите внимание на слайды.

  • Самый высокий полет у грифа Рюппеля. Рекорд - высота 11 274 метра.

  • Самая летающая птица - черный стриж может находиться в воздухе от 2 до 4 лет. В течение всего этого времени он спит, пьет, ест.

  • Самый долгий перелет у обыкновенной крачки, она пустилась в полет на берегу озера в Финляндии и приземлилась в Австралии. Она пролетела 25750 км.

  • Самая тяжелая летающая птица  – африканская большая дрофа, вес ее около 18 кг.

  • Самый большой размах крыльев отмечен у странствующего альбатроса, размах его крыльев составляет около 4 метров.

  • Птица – самый быстрый летун сапсан. Он способен развивать максимальную скорость до 200 км/ч.

Вот теперь на этих интересных фактах мы закругляемся. Давайте подведем итоги, обсудим, как вы оцените свой вклад в урок, эффективность работы, полезность выбранных форм работы.  Я вам предлагаю по кругу высказать одним предложением оценку своей работы, выбирая начало фразы на слайде:

  1. сегодня я узнал…

  2. меня заинтересовало…

  3. мне понравилось…

  4. я понял, что…

  5. теперь я могу…

  6. я приобрел…

  7. я научился…

  8. у меня получилось …

  9. я смог…

  10. я попробую…

  11. меня удивило…

Молодцы, за ваши ответы на уроке я хотела бы оценить следующих учащихся…

Благодарю вас за вашу работу!

А вот кто молчал, дома выполнят небольшой мини-проект, который называется “Птицы-рекордсмены”. Я раздам фотографии, вам надо будет определить, что это за птица,  найти и записать ее рекорд. Сейчас я раздаю вам фото птиц, закрывайте глаза, берите одно фото. Предлагаю учащимся следующие фото птиц: императорский пингвин, африканский страус, ястреб, сокол, стриж, колибри, альбатрос, дрофа, гага, райская птица.

Обсуждение материала
Для добавления отзыва, пожалуйста, войдите или зарегистрируйтесь.
Образовательные вебинары
Подписаться на новые Расписание вебинаров
Задать вопрос