Адаптация детей при поступлении в детский сад: программа, психолого-педагогическое сопровождение, комплексные занятия

Есть на складе
158 руб.
-10%
142,20 руб.
Нашли дешевле? Снизим цену!
Подписаться на снижение цены
Код 886м
Авторы Лапина И. В.
Издательство Учитель, 2024
Серия В помощь психологу ДОО
ISBN 978-5-7057-2208-2, 978-5-7057-3373-6, 978-5-7057-5010-8
Страниц 127
УДК 372.21
Штрихкод 9785705733736, 9785705722082, 9785705750108
Размеры (Ш x В x Т) 140 x 200 x 6 (мм)
Обложка припрессовка глянцевой плёнкой
Переплёт мягкая, склейка
Вес 91 г
В пособии представлена целостная модель организации адаптационного периода при поступлении ребенка в дошкольную организацию, составленная в соответствии с требованиями ФГОС ДО. Интересные, продуктивные комплексные занятия, игры, упражнения с детским коллективом, семейной адаптационной группой, консультации и памятки для воспитателей групп раннего возраста в полной мере соответствуют новой социально-психологической реальности в практике дошкольного воспитания и позволят детям в сопровождении воспитывающих взрослых (педагога-психолога, воспитателя, мамы) эмоционально комфортно чувствовать себя в пространстве общественного учреждения.
Предназначено методистам, психологам, воспитателям, социальным педагогам ДОО и других учреждений, на базе которых функционируют детские сады и центры раннего развития, группы кратковременного пребывания для использования в учебных целях; полезно родителям.

Подробное описание

ВВЕДЕНИЕ

Если бы мне дали выбирать: населить землю такими святыми,
каких я только могу вообразить себе, но чтобы тогда не было детей,
или такими людьми, как теперь, но с детьми, – я бы выбрал последнее.

Л. Н. Толстой

Сведения, полученные в работах Э. Эриксона, Л. С. Выготского, А. Фрейд, К. Хорни, подчеркивают важность правильного воспитания детей с раннего возраста и гуманного к ним отношения. Чтобы формировать такое отношение, воспитывающим взрослым нужно знать особенности тяжелого периода в этом возрасте – особенности адаптации.

Анализ массовой педагогической практики показал, что основной причиной эмоционального стресса родителей и детей раннего возраста является период адаптации (Д. Б. Эльконин).

Родители задумываются, стоит ли отдавать малыша в дошкольное учреждение или продолжать воспитывать его дома. С одной стороны, ребенку необходимо общество сверстников, кроме того, в детском саду работают специально обученные педагоги, но, с другой, настораживают советы окружающих не торопиться с окончательным решением этой проблемы, подождать, когда малыш подрастет, окрепнет, наберется сил. Пугают постоянные разговоры о том, что дети в детском саду много плачут, часто болеют. Бесспорно, родители лучше всех других взрослых знают и любят своего ребенка. Но иногда они, не имея опыта воспитания детей, могут принести вред. У молодых родителей нет достаточно глубокого представления о жизни ребенка в детском саду, о созданных там условиях воспитания и обучения. Поэтому нужно начинать сотрудничество с семьями малышей перед их поступлением в дошкольное учреждение.

Наиболее эффективное направление групповой работы с родителями было основано детским психотерапевтом Х. Джайноттом и получило название «модель группового психологического консультирования», где основными методами являлись: групповая дискуссия, работа в подгруппах, ролевые игры.

Описание групповых методов работы с родителями можно найти в исследованиях отечественных психологов и психотерапевтов А. И. Захарова, А. Я. Варги, А. С. Спиваковской. Понимание сути детских проблем и улучшение взаимоотношений родителей с детьми, как утверждают авторы, происходит в процессе групповой работы, повышается эффективность психокоррекционных мероприятий с детьми, так как они видят в других семьях такие же проблемы.

Совместная подготовка ребенка к посещению детского сада залог успешной адаптации. Традиционно под адаптацией понимается процесс вхождения человека в новую для него среду и приспособления к ее условиям. Адаптация является активным процессом, который приводит или к позитивным, или к негативным результатам. Позитивный результат – адаптированность, то есть совокупность всех полезных изменений организма и психики; негативный – стресс. Адаптивные возможности ребенка раннего и младшего дошкольного возрастов ограничены, поэтому резкий переход малыша в новую социальную ситуацию и длительное пребывание в стрессовом состоянии могут привести к эмоциональным нарушениям или замедлению темпа психофизического развития.

Раннее детство – период интенсивного физического и психического развития. По насыщенности овладения навыками и умениями, по темпам развития ранний возраст не имеет себе подобных в последующие периоды жизни ребенка. При этом быстрый темп развития осуществляется на весьма неблагополучном фоне – недостаточной морфологической и функциональной зрелости органов и систем, что повышает присущую возрасту ранимость организма. Дети раннего возраста в большей степени, чем старшие, подвержены заболеваниям. Малышам присущи повышенная эмоциональность, внушаемость, впечатлительность. Возраст ребенка с 1 до 2–2,5 лет характеризуется обостренной чувствительностью к разлуке с матерью и страхом новизны. Поэтому адаптация к дошкольному учреждению проходит крайне болезненно. Надо так организовать этот период, чтобы как можно меньше травмировать ребенка.

Общая задача педагогов и родителей помочь ребенку по возможности безболезненно войти в жизнь детского сада. На пути реализации этой задачи возникают различные трудности:

– Отсутствие необходимых для современной семьи разнообразных знаний: медицинских, педагогических, психологических, юридических и т. д.

– В образовании родителей детский сад должен выступать фактором поддержки социальной грамотности и компетентности. Но одной из распространенных трудностей является то, что воспитатель может быть профессионалом в своей области, но не уметь передать свои знания.

– Мотивы и потребности в обучении у родителей и воспитателей разные.

– Воспитатели невысоко оценивают педагогическую компетентность родителей. Свою помощь родителям персонал видит в следующем: советы, собрания, рекомендация литературы и т. д. Таким образом, взаимодействие родителей и воспитателей сводится к взаимно вежливым, односторонне обучающим отношениям между семьей и детским садом.

– Расхождения в требованиях взрослых и стилях взаимодействия между ребенком и взрослым в детском саду и дома.

– Социальный институт семьи переживает сегодня состояние кризиса. Условия нестабильности общества и социальная напряженность отрицательно влияют на воспитательные функции семьи и отодвигают их на вторые и третьи места.

Все эти затруднения массовой педагогической практики позволяют сделать вывод, что организованная деятельность по адаптации в раннем возрасте должна представлять собой целостную модель. Выстраивая ее, необходимо включать всех участников этого процесса: и педагогов, и родителей, и детей.

Рекомендации по использованию методического пособия:

  • Воспитывающие взрослые, психолог, воспитатели, родители, должны являться непосредственными активными участниками – заряжать детей своими положительными эмоциями, вызывать желание принять участие в игре, задавать образцы выполнения действий.
  • Не стоит настаивать на активном участии всех детей. Нормально, если на первых порах часть детей будет только наблюдать за происходящим в группе.
  • Наполняемость адаптационной группы не должна превышать 10–12 детей и одного родителя каждого ребенка (желательно мама).

Нежелательно прерывать и пропускать без уважительных причин ни одного из этапов модели организации адаптационного периода при поступлении ребенка в дошкольное учреждение.

Содержание

Введение    3

Модель организации адаптационного периода при поступлении ребенка в ДОО    7

Прогноз адаптации    13

Лекции-консультации с педагогами «Первые дни ребенка в детском саду»    15

Семейная адаптационная группа    26

Адаптационная программа «В детский сад с мамой»    28

Алгоритм постепенного вхождения в детский сад    60

Занятия по адаптации с детским коллективом    63

Занятие 1. «Божья коровка»    63

Занятие 2. «Листопад»    67

Занятие 8. «Зайка»     69

Занятие 12. «Мишка»     72

Занятие 15. «Котята»     75

Критерии оценки эффективности программы    79

Приложения    81

Приложение 1. Наличие у детей возможных навыков, облегчающих адаптационный период при поступлении в детский сад (возраст от 1 года 6 месяцев до 2 лет)    81

Приложение 2. Игры в адаптационный период с детьми двух-трех лет    83

Приложение 3. Игры для детей раннего возраста различных типов темперамента    95

Приложение 4. Анкета для родителей «Вы и Ваш ребенок перед поступлением в детский сад»    96

Приложение 5. Памятка «Как помочь ребенку быстрее привыкнуть к детскому саду?»    97

Приложение 6. Памятка «Режим дня детей раннего возраста»    98

Приложение 7. Примерный ассортимент блюд дошкольных учреждений    99

Приложение 8. Памятка «Одежда и обувь по сезонам»    101

Приложение 9. Памятка для родителей «примерный перечень игрушек и развивающего оборудования для детей»    103

Приложение 10. Рисунок-заготовка с изображением морковки    105

Приложение 11. Рисунок-заготовка с изображением ёжика    106

Приложение 12. Рисунок-заготовка с изображением банки    107

Приложение 13. Рисунок-заготовка с изображением петуха    108

Приложение 14. Рисунок-заготовка солнца    109

Приложение 15. Анкета для родителей «Обратная связь»    110

Приложение 16. Диагностика уровня адаптированности ребенка к дошкольному учреждению    111

Литература    114

Товар размещен в разделах

QR-код страницы

Для партнеров

Зарабатывай
с учмагом

Отзывы

Оксана Козырева
10 марта 2012 (04:34)
Очень полезная книга, я её приобрела, в ней столько хороших адаптационных игр и много другого.

Добавить отзыв

Для добавления отзыва необходимо войти на сайт.
Задать вопрос