Учебно-Методический портал
Уважаемые слушатели и пользователи портала УчМет!
«Издательство «Учитель» и «Международный центр образования и социально-гуманитарных исследований» внесены в перечень
образовательных организаций на Едином федеральном портале дополнительного профессионального образования. Подробнее

От кашля до рака. Ученые выясняют, чем болели динозавры

10 февраля 2022
От кашля до рака. Ученые выясняют, чем болели динозавры

Палеонтологи доказали, что у динозавров тоже были респираторные инфекции: у крупного позднеюрского травоядного зауропода выявили заболевание дыхательной системы. Раньше у древних позвоночных находили только следы костных болезней и опухолей.

Чихающий динозавр

Как правило, в ископаемых окаменелостях сохраняются лишь твердые части скелета. По ним палеонтологи восстанавливают внешний облик древних животных и частично — строение внутренних органов. Но в большинстве случаев сказать что-либо о прижизненном состоянии здоровья невозможно. Поэтому любая находка с признаками патологий вызывает особый интерес. Особенно если речь идет о динозаврах, ставших частью популярной культуры.

В 1990-м в штате Монтана на северо-востоке США палеонтологи нашли череп с семью сочлененными шейными позвонками. Он принадлежал зауроподу с длинной шеей из семейства диплодоцидов, которое объединяет крупнейших травоядных динозавров — таких как диплодоки, суперзавры и амфицелии, достигавших 40-50 метров в длину.

В 2013-2015 годах обнаружили еще несколько позвонков той же особи. По размерам и строению скелета найденный экземпляр, которому ученые присвоили официальный номер MOR 7029, а между собой назвали Долли, ближе всего к Galeamopus — одной из ветви диплодоцидов, представители которой жили на территории Северной Америки в позднеюрское время, примерно 150 миллионов лет назад.

При внешнем осмотре ученые заметили в нескольких позвонках странные изменения —явно не от механических повреждений или врожденных патологий. В местах крепления позвонков к дыхательным каналам, соединяющимся с легкими, исследователи обнаружили костные выступы неправильной формы. Компьютерная томография показала, что у них узловатая волнистая структура, а пораженные участки расположены по краям воздушных полостей — таких же, как в костях современных птиц.

Древняя история рака

Динозавров обычно представляют несокрушимыми монстрами, но все больше доказательств того, что и они болели. В костях тираннозавра обнаружили признаки подагры, у игуанодона — остеоартрит, у апатозавра — диффузный идиопатический скелетный гиперостоз — поражение костной ткани.

В 2020-м в костях гадрозавра — гигантского травоядного динозавра, жившего более 60 миллионов лет назад, ученые обнаружили признаки доброкачественной опухоли, которую диагностируют и у людей. Восемь из одиннадцати хвостовых позвонков, найденных в канадской провинции Альберта в 1950 году и хранящихся в Королевском Тиррелловском палеонтологическом музее в Канаде, поражены различными патологиями. Два из них имеют полости особой формы.

Такие полости возникают при клеточном гистиоцитозе Х — редком заболевании, при котором избыточные клетки иммунной системы накапливаются, образуя опухоли — гранулемы. Болезнь обычно поражает маленьких детей и со временем проходит.

Интересно, что обнаруженные позвонки тоже принадлежали молодому гадрозавру. На основе микро-КТ ученые построили трехмерную реконструкцию опухоли и кровеносных сосудов, которые ее питали. Как оказалось, это действительно гистиоцитоз. Ранее болезнь уже диагностировали у некоторых видов современных животных. Среди них — тигры и небольшие млекопитающие тупайи. Но у ископаемых видов ее выявили впервые.

В том же 2020-м канадские палеонтологи описали случай остеосаркомы (рака кости) у центрозавра — птицетазового динозавра, жившего в меловом периоде на территории провинции Альберта. Сначала ученые решили, что деформация малоберцовой кости животного — след плохо сросшегося перелома. Но затем изучили костную ткань под микроскопом, провели компьютерную томографию, сделали биопсию и поставили диагноз. Чтобы подтвердить его, сравнили окаменелость с нормальной малоберцовой костью динозавра того же вида, а также с малоберцовой костью человека с подтвержденной остеосаркомой.

Авторы считают, что ископаемый образец принадлежит взрослому динозавру с запущенной стадией рака. Злокачественное образование разрослось до размеров большого яблока, серьезно ограничивая передвижение, а метастазы, скорее всего, проникли во внутренние органы. Ранее, изучив найденную в штате Колорадо кость верхнеюрского динозавра, ученые из США и Израиля предположили, что, возможно, у животного также была остеосаркома.

Это редкое заболевание чаще всего поражает птиц, но иногда и человека. Ученые очень мало знают о его причинах, генетических факторах и эволюционной истории. Теперь известно, что от остеосаркомы страдали древние позвоночные.

Но чаще всего патологии в палеонтологических коллекциях динозавров ограничиваются инфекционными и неинфекционными артритами, остеомиелитом, спондилопатией, а также различными опухолями.

Что касается респираторных заболеваний у других ископаемых животных, то самый древний описанный случай — микробактериальная легочная инфекция типа туберкулеза у морской рептилии Proneusticosaurus silesiacus из группы плезиозавров, жившей в среднем триасе — 245 миллионов лет назад.

(Стрекопытов В. От кашля до рака. Ученые выясняют, чем болели динозавры/ Владислав Стрекопытов// РИА Новости. - 2022. - 10 февраля)

Авторизуйтесь для того, чтобы иметь возможность оставлять комментарии.