В вашем браузере отключен JavaScript. Из-за этого многие элементы сайта не будут работать. Как включить JavaScript?

Учебно-Методический портал
Уважаемые слушатели и пользователи портала УчМет!
«Издательство «Учитель» и «Международный центр образования и социально-гуманитарных исследований» внесены в перечень
образовательных организаций на Едином федеральном портале дополнительного профессионального образования. Подробнее

Дайджест образовательной прессы (июль 2016)

7 августа 2016

В этом месяце

1. Профессиональные периодические издания



Образовательная политика

Аттестаты с «пометками» отменили

Возвращаясь к напечатанному В «Учительской газете» (№20 от 17.05.2016) была опубликована статья «Клеймо прокаженного» научного руководителя Центра мониторинга качества образования НИУ ВШЭ, академика РАО Виктора Болотова. В ней говорилось о том, что отныне в аттестатах выпускников спецшкол будет написано, что они окончили «специальное учебно-воспитательные учреждение для обучающихся с девиантным (общественно опасным) поведением». «Даже взрослым правонарушителям отметка о судимости в паспорт не ставится, а тут - клеймо прокаженного в один из важнейших документов, от которого зависит будущее человека», - констатировал Виктор Болотов. Его недоумение разделили и члены Общественного совета Министерства образования и науки РФ. На своем последнем заседании Общественный совет принял решение о необходимости как можно скорее внести изменения «в законодательство и нормативные правовые акты Министерства образования и науки РФ в части уточнения наименований специальных учебно-воспитательных учреждений для обучающихся с девиантным (общественно опасным) поведением, требований к оформлению аттестатов...». Члены совета настаивали на том, что в документе об окончании школы не должно быть никаких пометок, намекающих на прошлое его обладателя.

Голос совета был услышан, инициатива поддержана соответствующими органами и приказ о внесении изменений в Порядок заполнения, учета и выдачи аттестатов об основном общем и среднем общем образовании и их дубликатов зарегистрирован в Минюсте России 9 июня и вступил в силу с 25 июня 2016 года.

(Косыгин С. Аттестаты с «пометками» отменили / Сергей Косыгин // Учительская газета. – 2016. – 12 июля).

В завершившемся учебном году в образовании случилось много позитивных перемен: ряду крупных вузов страны разрешили проводить дополнительные вступительные испытания, другие отечественные вузы вырвались вперед в международных рейтингах, в пилотном порядке протестировали долгожданный ФГОС для детей с ОВЗ... Было и много проблемного: в некоторых регионах под более или менее благовидными предлогами педагогам задерживали зарплату, не раз всплывала проблема нормативов рабочего времени, и, конечно, один из последних всплесков общественного негодования вызвала организация сдачи ЕГЭ, по итогам которой выпускникам неожиданно не хватило бланков... Говорят, что хорошее забывается быстро, а плохое надолго застревает в памяти. О каких же событиях 2015-2016 учебного года образовательное сообщество вспомнит еще не раз? Этот вопрос обсудили в НИУ ВШЭ на итоговом семинаре «Актуальные исследования и разработки в области образования».

Чтобы конкретно разобраться в том, что оказалось актуальным, а что осталось проходным, в преддверии семинара его постоянным участникам и всем небезразличным к проблематике современного образования предложили составить мини-рейтинг наиболее острых тем 2015-2016 учебного года. В итоге почти 500 респондентов вынесли свой вердикт. Удивительно или даже несколько настораживающе выглядит тот факт, что в лидерах списка не оказалось ни одного вопроса школьного уровня. Участники семинара всерьез задумались: означает ли это, что образовательное сообщество в целом перестало быть школоцентричным или просто о школе устали говорить, потому что больше ничего нельзя изменить? Неужели образовательное сообщество опустило руки? Впрочем, это скорее вопрос на ближайшую перспективу...

Если же говорить о тройке тем-лидеров, то она сконцентрировалась вокруг проблем, касающихся развития профессионального образования - среднего и высшего. Как отметил заведующий проектно-учебной лабораторией «Развитие университетов» Института образования НИУ ВШЭ Дмитрий Семенов, высшее образование сегодня не испытывает таких дефицитов, которые можно наблюдать на других образовательных уровнях, хотя на него активно надвигаются и ставят свои вопросы открытые онлайн-курсы и другие формы освоения профессиональных навыков. Активная государственная политика по реорганизации системы и даже выводу отечественных вузов на мировой уровень дает здесь свои плоды: проект «5-100» помогает вузам пересмотреть свои приоритеты и развиваться, программа опорных вузов способствует региональному социально-экономическому и промышленному развитию регионов. Особую роль перемены в высшем образовании сыграли и для педагогических вузов. Так, по мнению ректора МПГУ Алексея Семенова, сегодня в обществе уже весьма редко можно встретить тех, кто не понимает, что такое педвуз и зачем он нужен; ушло пренебрежение, появилось понимание того, насколько высокие задачи стоят перед высшими учебными заведениями, выпускающими современных учителей.

В то же время говорить о том, что все идеально, пока рано. Так, на третьем месте в списке топ-тем в образовании, волновавших общественность в минувшем учебном году, оказалась в целом совсем не новая тема - реорганизация вузов путем их объединения (это показалось любопытным 23,3% респондентов). Интерес к этому вопросу сохраняется, по мнению Дмитрия Семенова, потому, что стали заметны не только позитивные стороны подобной реорганизации системы высшего образования. Никто не отменял тот факт, что сокращение сети вузов потенциально повышает риск уменьшения охвата высшим образованием, а если мы гордимся тем, что оно в стране массовое и выполняет, в общем-то, немало значимых социальных функций по организации молодежи, то здесь стоит задуматься... Последние исследования, по словам Дмитрия Семенова, показывают, насколько неоднородной стала доступность высшего образования по регионам.

На втором месте среди наиболее знаковых событий 2015-2016 учебного года, по мнению экспертов НИУ ВШЭ (25,6% ответивших), оказались развитие движения WorldSkills в России и проведение Национального чемпионата «Молодые профессионалы» WorldSkills Russia 2016. И это тоже не случайно. По словам пресс-секретаря WorldSkills Russia Евгения Колчева, в России, как и ранее в Великобритании, в этом движении увидели потенциал так называемой мягкой силы, меняющей привычную парадигму мышления «будешь плохо учиться - окажешься в ПТУ» и помогающей формированию принципов аудита системы профобразования в стране. И сегодня, несмотря на то что сначала WorldSkills активно не принимали (в том числе за нерусское наименование и мнимую дополнительность на фоне существующих конкурсов профессионального мастерства среди учащихся СПО), для многих ребят шанс поучаствовать в этом конкурсе становится внутренним мотиватором научиться чему-то большему и заявить о себе потенциальному работодателю.

На первом же месте по итогам опроса НИУ ВШЭ оказалась вновь тема, касающаяся высшего образования, - предоставление МГУ и СПбГУ права присуждать ученые степени (30,2% респондентов). За этим, как отметил научный руководитель Института образования НИУ ВШЭ Исак Фрумин, стоит ожидание профессиональным сообществом большей академической свободы и в позитивном смысле - усложнения системы высшего образования, к которому мы в целом постепенно идем.

Дошкольное образование

Еще недавно главной заботой и вопросом номер один здесь был охват. Сегодня, по словам директора Института развития образования Института образования НИУ ВШЭ Ирины Абанкиной, для отмеченной даже на государственном уровне возрастной когорты - с 3 до 7 лет - в 80% регионов наблюдается 100-процентный охват. Даже частные детские сады стали отказывать в приеме детям до 3 лет, чтобы добиться установленных показателей по охвату в этой возрастной группе. Тем не менее в стране есть регионы, где в силу своей специфики этот вопрос пока еще окончательно не решен. Такая ситуация, по словам Ирины Абанкиной, в основном характерна для субъектов Северного Кавказа.

В целом же за два последних года в рамках мониторинга экономики образования НИУ ВШЭ удалось выявить еще ряд проблем... В основном все они касаются того, как дошкольные организации реагируют на кризисную ситуацию в стране. Остается актуальным вопрос роста родительской платы. И в государственных дошкольных организациях, и в негосударственных его темпы в течение минувшего учебного года оказались на уровне 10%, но если это было мало ощутимо для родителей детей, посещающих негосударственные детские сады, то совсем другая ситуация сложилась в государственных. Вообще, по словам Ирины Абанкиной, эти перемены негативно сказались даже на наполнении рациона детей в государственных дошкольных организациях. Обязательством кормить детей свежими фруктами и овощами в ряде детских садов пренебрегают, вольно подменяя их сезонными, а это обычно подразумевает использование замороженных овощных смесей. Полезность тех и других для растущего организма, конечно, неравноценна.

Острее в 2015-2016 учебном году почувствовали на себе родители и негласные обязательства по содействию в ремонте, закупке игрушек и иной раз даже мебели для детских садов.

Также в целом, по мнению Ирины Абанкиной, сохраняет свою актуальность и проблема территориальной доступности дошкольных организаций. В негосударственные 58% дошкольников добираются на личном автомобиле родителей и еще 10% на общественном транспорте. И пусть эти показатели для посещающих государственные детские сады в два раза ниже, говорить о том, что проблема решена, пока еще очень рано.

Но на этом фоне весьма радостным оказывается то, что сегодня в содержательной стороне работы детских садов наконец появилось то, что закладывали во ФГОС, - счастливое проживание детства. Родители это чувствуют и, по словам Ирины Абанкиной, нередко отмечают в опросах как условие нормального функционирования детского сада. К тому же сегодня налицо факт достижения консенсуса родителей и педагогов дошкольного образования по тем качествам и способностям, которые нужно привить дошкольнику: и те и другие в основном называют здесь трудолюбие, уверенность в своих силах, чувство ответственности, толерантность и хорошие манеры.

Точно такие же содержательно позитивные перемены участники семинара заметили и в области бурно развивающегося в последний год в стране дополнительного образования и одного из его направлений - эдьютеймента. С одной стороны, можно было бы сказать, что в обучении через развлечение нет ничего необычного, но с другой стороны, нельзя не признать, что благодаря новым технологиям оно приобретает сегодня весьма интересные формы. В основном, по словам директора Центра социально-экономического развития школы Института образования НИУ ВШЭ Сергея Косарецкого, эдьютеймент представлен в России так называемыми городами профессий, а также музеями науки, исследований и открытий.

Если говорить о таком формате, как города профессий, то на сегодняшний день в целом по стране существует около 30 таких структур (в том числе и знаменитые КидБург, Кидзания, Мастерславль), которые охватывают более 20 субъектов и прежде всего, конечно, крупные города. Появляются такие структуры при участии крупных представителей бизнеса, которые таким образом решают и свои рекламные задачи, и активно занимаются профориентацией молодежи. Впрочем, зачастую города профессий предпочитают оставаться организациями культуры и досуга, не лицензируясь как образовательные организации, хотя и решают множество образовательных задач.

Вторым стремительно развивающимся направлением дополнительного образования, по словам Сергея Косарецкого, стали кружки робототехники. За последние несколько лет охват детей в них вырос в 10 раз, и большую роль в этом движении стали играть по понятным причинам технические вузы, которые помогают заинтересованной в развитии этой области молодежи найти себя как можно раньше и буквально выращивают своих потенциальных абитуриентов.

По мнению Сергея Косарецкого, особое значение дополнительного образования ощутили и, что называется, наверху: многие подобные инициативы в минувшем учебном году получили грантовую поддержку, и это не только созданные уже в нескольких регионах детские технопарки «Кванториум», но и даже проекты организационно-экономических изменений в дополнительном образовании, предложенные в Астраханской, Вологодской, Тульской областях, Пермском крае, Татарстане и Якутии, а также Ханты-Мансийском автономном округе.

В то же время директор центра образования «Царицыно» №548 Ефим Рачевский предложил пойти еще дальше: он отметил, что можно и вовсе отказаться от термина «дополнительное образование», потому что для одного ребенка одни занятия дополнительные, а для другого - основные, и наоборот. Тогда, по его мнению, мы действительно сможем приблизиться к тому, что сегодня видится как персонализированное образование. В целом звучит убедительно, ну а насколько это реализуемо, своевременно и целесообразно - узнаем в следующем учебном году...

Факт

Оказывается, 80% учебников, которыми пользуется современная школа, созданы до 1991 года. Так что, о каких бы преобразованиях мы ни говорили, сегодняшняя школа живет частично в прошедшем времени...

(Данилина А. Ни слова о школе! / Анна Данилина // Учительская газета. – 2016. - 5 июля).

Финансы

Счетная палата обнародовала результаты проверки исполнения федерального бюджета Министерством образования и науки РФ. Анализ реализации госпрограммы «Развитие образования» показал, что по итогам 2015 года не выполнены 19 из 186 запланированных мероприятий, не достигнуты целевые значения по 15 показателям, в том числе по охвату детей в возрасте 5-18 лет программами дополнительного образования.

Результаты проверки также свидетельствуют о низкой результативности капитальных вложений в рамках федеральной адресной инвестиционной программы. Из 85 объектов капитального строительства, включенных в ФАИП и подлежавших вводу в эксплуатацию в 2015 году, введено только 58 (68%).

Установлены факты неэффективного использования имущества, в том числе приобретенного для оснащения общежития студгородка в Санкт-Петербурге на сумму более 300 млн рублей. Объект в эксплуатацию не введен из-за судебных споров в отношении подрядчика.

(Симонов А. Что обнаружила Счетная палата / Александр Иыванович Симонов // Учительская газета. – 2016. - 5 июля).

С января 2017 года поменяются СанПиНы для летних лагерей

Общественная палата РФ подвела итоги горячей линии по профилактике нарушений в организации летнего детского отдыха. Выяснилось, что родители детей, побывавших в лагерях этим летом, недовольны нарушением санитарных норм (21%), отсутствием адекватной медпомощи (10%), плохим питанием (7%) и некомпетентностью вожатых (16%).

Председатель комиссии ОП по социальной политике, трудовым отношениям и качеству жизни граждан Владимир Слепак рассказал «Известиям», что горячая линия проводилась с 6 по 19 июля. За это время поступило 55 жалоб, в которых родители сообщили о том, что их не устроило в детских лагерях.

В 21% обращений говорится о нарушениях санитарно-гигиенических норм. Люди сообщали, что в столовой грязная посуда, туалеты общего пользования не убираются, двери в кабинки сломаны, в палатах — муравьи и тараканы, постельное белье не меняется, а покрывала грязные. Также многие отмечали, что детей кормят холодной и невкусной едой.

— Дети не всегда обращают внимание на бытовые условия, но родители, конечно, недовольны. И это неудивительно. Новые лагеря никто не строит, а те, что есть, — разрушаются, их не ремонтируют, — говорит ведущий научный сотрудник НИИ гигиены и охраны здоровья детей и подростков

Однако со следующего года ситуация может измениться. Роспотребнадзор подготовил проект изменений санитарно-гигиенических требований к детским лагерям.

С января 2017 года в лагерях труда и отдыха для подростков должны быть предусмотрены условия для детей-инвалидов. Также в документе детально прописаны требования к противоклещевой обработке территорий лагерей и комплекс мер по борьбе с грызунами и насекомыми.

Медицинское обслуживание детей и подростков в летних лагерях осуществляют штатные медработники. Ни один лагерь не может работать без врача. Но качеством медуслуг по итогам горячей линии остались недовольны 10% родителей.

Судя по результатам горячей линии ОП, вопрос компетенции вожатых еще более острый, чем врачей.

16% родителей пожаловались, что отсутствие контроля за детьми со стороны вожатых и воспитателей приводит к кражам, дракам и травмам детей.

«Вожатые лагеря не имеют педагогического образования и не решают вопросы и потребности детей. Родители обращались в администрацию лагеря, но безрезультатно», — сообщила одна из мам на горячую линию.

— Удивительно, что только 16%, а не 96% родителей недовольны компетенцией вожатых, потому что их действительно готовят очень плохо, — сказали «Известиям» во Всероссийской школе вожатых.

По словам представителя школы, сейчас реализацией путевок в детские лагеря занимаются, как правило, турагентства, с которыми лагеря заключают договоры. Эти же агентства и подготавливают вожатых как умеют. Единой программы обучения не существует.

Остальные 46% жалоб, поступивших на горячую линию ОП, были связаны с тем, что родителей не проинформировали о дате и месте отправления детей в лагеря, долго не заселяли детей, не вернули деньги за несостоявшиеся экскурсии и т.д.

Владимир Слепак сообщил «Известиям», что все поступившие обращения направлены в Генеральную прокуратуру РФ. Также в зависимости от сути жалобы — в Роспотребнадзор и Минздрав.

По данным социологического исследования ВШЭ, проведенного в рамках работы над Всероссийским рейтингом загородных детских лагерей, в России недовольны детскими лагерями 51% родителей, довольны — 42%, а остальные — придерживаются нейтрального мнения. Руководитель исследования Мария Добрякова рассказала, что хуже всего дела обстоят в Псковской и Ростовской областях, лучше всего — в Тверской области и Красноярском крае.

— Мы заметили, что для родителей важны вопросы питания и безопасности детей. А у самих детей на первом месте — веселье и чтобы был добрый вожатый, ради этого они готовы не замечать бытовых неудобств, — отметила Мария Добрякова.

(Беришвили Н. С января 2017 года поменяются СанПиНы для летних лагерей / Наталия Беришвили // Известия. – 2016. - 22 июля).

Срок лицензирования образовательных учреждений Крыма продлен

Срок, в течение которого образовательные учреждения Крыма и Севастополя должны получить лицензии в установленном законодательством РФ порядке, продлен до 1 сентября 2018 года. Соответствующий закон подписал Президент России Владимир Путин.

Как сообщила журналистам первый заместитель министра образования и науки РФ Наталья Третьяк, пока российским требованиям по лицензированию не соответствуют 130-150 школ из 600, работающих на полуострове. По каждой из них будет составлен график работ. «К 1 сентября 2018 года сто процентов школ будут лицензированы, я абсолютно убеждена, что это реалистичная задача», - сказала первый зам. министра.

Отметим, что выпускники крымских школ в соответствии с поправками в законодательство, которые также подписал президент, еще два года будут сдавать ЕГЭ по желанию и поступать в вузы по своему выбору на основании результатов единого экзамена или по результатам вступительных испытаний, проводимых организацией высшего образования самостоятельно.

(Донатович С. Срок лицензирования образовательных учреждений Крыма продлен. / Сергей Донатович // Учительская газета. – 2016- 12 июля).

Страхование детей в летних лагерях станет обязательным

Законопроект, регламентирующий организацию детского отдыха, поступит в парламент в осеннюю сессию, заявила в среду вице-спикер Совета Федерации Галина Карелова. Соответствующие поправки будут внесены в 12-ю статью закона «Об основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации», в которой говорится о защите прав детей на отдых и оздоровление.

Законодатели предлагают конкретизировать и разграничить полномочия федеральных и региональных ведомств, установить порядок формирования реестров организаций индивидуальных предприятий, занимающихся организацией детского отдыха и оздоровления, закрепить за региональными органами исполнительной власти обязанность их вести. Кроме того, вводится лицензирование деятельности по организации отдыха и оздоровления детей и обязательное страхование жизни и здоровья детей на время отдыха в лагерях.

Сейчас местные законы об организации детского отдыха действуют в 31 регионе, однако, на федеральном уровне нет ни единых правил организации детского отдыха, ни ответственного за это органа.

После трагедии в Карелии в Совете Федерации была создана рабочая группа для подготовки изменений законодательства, которую возглавила Галина Карелова. Парламентариям предстоит определить критерии, влияющие на безопасность детей в оздоровительных учреждениях, порядок взаимодействия органов федеральной и региональной исполнительной власти, разработать профстандарты в сфере организации отдыха.

— Главная задача, — заявила вице-спикер «Известиям», — создать систему, которая обеспечит детям интересный и полноценный отдых, а родителям, отправляющих своих детей в детские учреждения, позволит быть за них спокойными.

Пока федеральных законодательных норм нет, ответственность за ситуацию с детскими лагерями несут власти регионов, причем в правительствах разных субъектов этим занимаются департаменты. В Москве, например, департамент культуры, в Московской области — министерство соцразвития, в некоторых других регионах — министерство по делам молодежи и спорта.

(Крецул Р. Страхование детей в летних лагерях станет обязательным / Роман Крецул // Известия. – 2016. – 21 июля).

70 учебников русского языка хотят заменить одним

В России началась разработка концепции государственной языковой политики. Координирует эту работу Общество русской словесности под председательством патриарха Кирилла. А ключевые рабочие группы возглавили преподаватели Санкт-Петербургского государственного университета (СПбГУ), что неудивительно, поскольку на базе этого вуза действует НИИ проблем государственного языка.

Эксперты, участвующие в разработке концепции, сравнивают этот проект с екатерининскими реформами русского языка. Главные направления концепции — создание механизмов независимой оценки учебников и словарей, поддержка чтения, преподавание русского языка как иностранного и формирование библиотек.

Группу по разработке механизмов независимой оценки учебников и словарей возглавил руководитель Центра русского языка и славистики Российской академии образования (РАО), председатель наблюдательного совета Российского общества преподавателей русского языка и литературы (РОПРЯЛ) и проректор СПбГУ Сергей Богданов.

По его словам, в последние годы поддержке русского языка уделяется большое внимание, но четкой концепции государственной языковой политики всё еще нет. Выработка «общенационального консенсуса» в этом вопросе и является главной задачей всех рабочих групп.

Что касается учебников по русскому языку и словарей, то речь идет об установлении правил их использования в системе образования. Здесь важно не повторить ошибок, которые были сделаны несколько лет назад.

Некоторым вещам русисты предполагают поучиться у историков. Сергей Богданов привел в пример единый учебник истории, созданным стараниями Российского исторического общества.

— Нечто подобное должно появиться и для русского языка. Сейчас преподаватели русского языка в высшей школе используют более 70 разных учебников. И подавляющее большинство учителей заинтересованы в том, чтобы осталась одна или несколько базовых линеек, — отметил Сергей Богданов.

Сергей Богданов провел аналогию с концом XVIII века, когда в стране тоже назрела необходимость зафиксировать нормы тогдашнего русского языка как государственного. Сановники Екатерины II с этой работой справились.

Руководитель рабочей группы по координации и экспертизе инициатив в сфере содержания школьного филологического образования, профессор СПбГУ Елена Казакова отметила, что коллектив разработчиков еще только формируется. Но принцип формирования всех групп один — максимально широкое представительство: вузы, школы, различные регионы.

— Наша группа создана для того, чтобы стать площадкой общественного обсуждения сотен разных инициатив, которые возникают в направлении совершенствования государственного стандарта в области русского языка и литературы. Самые большие дебаты сейчас идут по поводу литературы, — рассказала Елена Казакова. — Дебаты столь горячие, что принято решение сначала выработать критерии оценки разных предложений, а потом уже оценивать сами предложения. Нашей группе в первую очередь и предстоит выработать эти самые критерии. Результаты мы должны показать не позднее осени.

— Нужно попытаться сохранить классику, но включить и современных писателей, не потерять Золотой канон литературы, но при этом не убить интерес детей к чтению, — перечисляет Елена Казакова. — Да и понять нужно, что такое Золотой канон в XXI веке? Очень сложно примирить друг с другом сторонников и противников «Мастера и Маргариты», тех, кто считает, что наши дети должны читать Шекспира, и тех, кто ратует исключительно за русскую литературу.

Елена Казакова напомнила, что когда по поручению президента создавался список из 100 книг по истории, культуре и литературе народов России, на 100 мест претендовали почти 6 тыс. произведений, каждое из которых было предложено каким-нибудь профессиональным сообществом.

Глава рабочей группы по развитию программ поддержки чтения Татьяна Галактионова рассказала «Известиям», что первым делом предстоит проанализировать уже имеющийся отечественный опыт развития чтения, в частности, предварительные итоги Национальной программы поддержки чтения, которая реализуется с 2007 года и рассчитана до 2020-го.

— Кто-то стал читать больше, кто-то меньше, — рассказала Татьяна Галактионова. — А принципиально важным достоинством программы я бы назвала то, что она стала переломным моментом в общественном отношении к чтению. В советское время у нас была установка, что мы самая читающая страна в мире. Потом долгое время тема чтения не фигурировала как проблемная область, хотя проблемы, конечны, были. И вот эта программа впервые зафиксировала кризис чтения, который на самом деле существует.

Эксперты считают, что один из способов формирования интереса к чтению — социальная реклама, пропаганда чтения, в том числе и на государственном уровне. Речь о том, чтобы придать чтению позитивный имидж, чтобы оно ассоциировалось с престижным, полезным и приятным занятием.

(Кудрин К. 70 учебников русского языка хотят заменить одним / Кирилл Кудрин // Известия. – 2016. – 21 июля).

Какая законодательная инициатива вас потрясла, как хорошая, так и плохая?

Светлана ВЛАДИМИРОВА, учитель русского языка и литературы Нерльской средней школы, Ивановская область:

- Из плохих - «пакет Яровой», по-моему, это за гранью. Когда мне приятельница рассказала, в чем суть этих поправок, я даже не поверила ей: настолько законопроект противоречит здравому смыслу. Сама полезла в Интернет, прочитала подробные разъяснения. Как можно принимать такие серьезные законы без широкого обсуждения? До сих пор не перестаю надеяться, что этот законопроект не вступит в силу. Из хороших, пожалуй, мне понравилась одна: кто-то из депутатов предложил приравнять ложь в СМИ (ввод в заблуждение зрителей и читателей) к преступлению против государства. Полагаю, если бы его поддержали, многие журналисты популярных у массового зрителя каналов могли бы быть осуждены. Лично я уже полтора года телевизор не смотрю за исключением канала «Культура».

Александра ЛУШНИКОВА, учитель английского языка частной школы, Воронеж:

- Сегодня миллионы россиян выплачивают кредиты банкам. Среди них много учителей и преподавателей - у бюджетников «открытые» зарплаты, кредиты им дают охотно. На днях Совет Федерации одобрил поправки к закону о должниках, и теперь банки могут отбирать имущество граждан без решения суда, если должник два месяца не платит или задерживает платежи. Я считаю, что это возмутительно! Сначала приняли закон о банкротстве физических лиц, по которому человек может банкротиться, если три месяца не платит банку, а теперь этот закон перечеркнули. Получается, что нас опять обманывают?

Светлана ТИХАНКИНА, заместитель директора по учебно-воспитательной работе, учитель истории и обществознания средней школы №20, Вологда:

- Законопроект, обязывающий россиян отчислять 2% от заработной платы на доплату к пенсии своих родителей. По Конституции Россия является социальным государством. Обеспечить достойный уровень жизни (в том числе пенсионерам) - это обязанность государства. Опять государственные чиновники хотят решить проблемы за счет самих граждан. Вместо того чтобы развивать экономику, добавим налог.

Мария НИКОНОВА, мама шестиклассника, переводчик, Великий Новгород:

- Не одобряю инициативу об усложнении программы по математике, она и так слишком трудная для многих школьников. Одобряю инициативу о наказании за опасное вождение: дети часто ходят в школу через зебру, ездят на автобусах, а лихачей развелось много.


Ришат КАЛИМУЛЛИН, учитель истории Новомалыклинской средней школы имени Героя Советского Союза М.С.Чернова, Ульяновская область:

- Что касается плохой законодательной инициативы, то это, конечно, нашумевший «антитеррористический пакет» Яровой. По моему мнению, он мало поможет борьбе с терроризмом, а будет способствовать установлению полицейского режима в стране. Если говорить о положительных проектах, мое внимание привлекла инициатива Самарской губернской Думы о введении некоторых льгот для выпускников, окончивших школу с медалью.

(Какая законодательная инициатива вас потрясла, как хорошая, так и плохая? Вопрос недели // («Учительская газета. – 2016. - 5 июля).


Управление образованием

В конфликтной ситуации стоит воспользоваться советом юриста, а не коллеги

Родитель, ученик, учитель, школа - звенья из этой цепи в наше время не вырвать. Каждое необходимо для существования остальных. Но трения в цепочке неизбежны. На самом деле практически все конфликтные или спорные ситуации между участниками образовательного процесса могут быть урегулированы очень быстро с использованием положений закона об образовании. В рамках масштабного проекта по экспертно-консультационному сопровождению реализации Федерального закона «Об образовании в Российской Федерации», более известному в педагогической среде как Закон №273-ФЗ, создан информационный портал для оказания экспертно-консультационной помощи управленческим работникам образовательных организаций по вопросам реализации нового Федерального закона «Об образовании в Российской Федерации» (273-фз.рф). Эксперты, работающие над этим проектом, подготовили ответы на вопросы наших читателей. Надеемся, эти ответы помогут избежать ненужных проблем.

- В соответствии с законом об образовании обучающиеся обязаны бережно относиться к имуществу образовательных организаций. Означает ли это, что учащийся общеобразовательной школы обязан возмещать вред, причиненный имуществу своей школы?
- Действительно, п. 5 ч. 1 ст. 43 Федерального закона «Об образовании в Российской Федерации» (далее - Федеральный закон №273-ФЗ) устанавливает обязанность обучающихся бережно относиться к имуществу организации, осуществляющей образовательную деятельность. Вопросы гражданско-правовой ответственности за вред, причиненный имуществу организации, а также вопросы возмещения этого вреда регулируются положениями гражданского законодательства.

По общим правилам ст. 1064 Гражданского кодекса РФ ответственность за причинение вреда возлагается на лицо, причинившее вред, если оно не докажет отсутствие своей вины.
За вред, причиненный несовершеннолетним, не достигшим четырнадцати лет (малолетним), отвечают его родители (усыновители) или опекуны, если не докажут, что вред возник не по их вине. Если же малолетний гражданин причинил вред во время, когда он временно находился под надзором образовательной или иной организации, обязанной осуществлять за ним надзор, эта организация отвечает за причиненный вред, если не докажет, что вред возник не по ее вине при осуществлении надзора (пункты 1, 3 ст. 1073 Гражданского кодекса РФ).

Несовершеннолетние в возрасте от четырнадцати до восемнадцати лет самостоятельно несут ответственность за причиненный вред на общих основаниях. Если же у них нет доходов или иного имущества, достаточных для возмещения вреда, вред должен быть возмещен полностью или в недостающей части его родителями (усыновителями) или попечителем, если они не докажут, что вред возник не по их вине (пункты 1, 2 ст. 1074 Гражданского кодекса РФ).

Если от добровольного возмещения вреда виновный отказывается, то следует обращаться с гражданским иском в суд.

По сложившейся судебной практике при рассмотрении дел о причинении вреда малолетними в период образовательного процесса соответчиками становятся и родители, и образовательные организации. При этом вред возмещается по принципу долевой ответственности в зависимости от степени вины каждого. Согласно ст. 28 ГК РФ малолетними являются граждане, не достигшие возраста 14 лет.

- Кого должны проинформировать родители о выборе для своего ребенка семейного образования? Необходимо ли заключать договор о переходе на семейное образование?

- При выборе родителями (законными представителями) детей формы получения общего образования в форме семейного образования они информируют об этом выборе орган местного самоуправления муниципального района или городского округа, на территориях которых они проживают (ч. 5 ст. 63 Федерального закона №273-ФЗ). Как правило, этим органом является орган местного самоуправления, осуществляющий управление в сфере образования.
Федеральное законодательство не предусматривает заключение какого-либо договора о переходе на семейное образование. Более того, представляется, что договор об образовании, предусмотренный ст. 54 Федерального закона №273-ФЗ, не может быть заключен с экстерном, который проходит промежуточную или итоговую аттестацию в образовательной организации, имеющей государственную аккредитацию. Договор об обучении заключается с «лицом, зачисляемым на обучение», а согласно п. 9 ч. 1 ст. 33 экстерн зачисляется не для обучения, а «для прохождения промежуточной и государственной итоговой аттестации».

- Возможно ли, находясь на семейном образовании, осваивать некоторые предметы в образовательной организации?

- Ребенок, получающий образование в семье, по решению его родителей (законных представителей) с учетом его мнения на любом этапе обучения вправе продолжить образование в образовательной организации (п. 2 ч. 3 ст. 44 Федерального закона №273-ФЗ). Однако при этом ребенку необходимо пройти промежуточную аттестацию в целях определения уровня освоения образовательной программы (в формах, определенных учебным планом, и в порядке, установленном образовательной организацией, - ч. 1 ст. 58 Федерального закона №273-ФЗ).

Согласно ч. 4 ст. 17 Федерального закона №273-ФЗ допускается сочетание различных форм получения образования и форм обучения. Иначе говоря, закон не препятствует освоению части образовательной программы вне образовательной организации в форме семейного образования, а части - в образовательной организации. Однако в таком случае возникает неопределенность в финансовой составляющей такого «частичного» обучения, если речь идет об обучении за счет бюджетных средств.

В связи с этим наиболее предпочтительным является обучение по индивидуальному учебному плану, который позволяет сочетать обучение в образовательной организации и на дому.

- Может ли ребенок, окончивший 9-й класс, сам выбрать форму получения образования вне образовательной организации - самообразование?

- Да, может. В соответствии с ч. 2 ст. 63 Федерального закона №273-ФЗ среднее общее образование может быть получено в форме самообразования, при этом согласно п. 1 ч. 1 ст. 34 обучающийся имеет право на выбор формы получения образования после получения основного общего образования или после достижения восемнадцати лет.

Право родителей на определение формы образования и формы обучения ребенка прекращается при завершении получения ребенком основного общего образования (п. 1 ч. 3 ст. 44 Федерального закона №273-ФЗ). Аналогичная норма содержится в п. 2 ст. 63 Семейного кодекса РФ: родители имеют право выбора образовательной организации, формы получения детьми образования и формы их обучения с учетом мнения детей до получения ими основного общего образования.

Обязанность родителей обеспечить получение детьми общего образования всех уровней с них не снимается, в том числе при выборе ребенком такой формы образования, как самообразование (п. 1 ч. 4 ст. 44 Федерального закона №273-ФЗ).

- Имеет ли право администрация школы перевести ученика в другой класс в параллели без согласия родителей по причине создания данным ребенком и его родителями конфликтной обстановки в классе?

- В соответствии с п. 2 ст. 30 Федерального закона №273-ФЗ образовательная организация принимает локальные нормативные акты по основным вопросам организации и осуществления образовательной деятельности, в том числе регламентирующие правила перевода обучающихся между классами (например, «Правила перевода, отчисления и восстановления обучающихся образовательной организации»).

Соответственно администрация учебного заведения вправе перевести ученика в другой класс в параллели без согласия родителей, если такое согласие не требуется в соответствии с локальным актом образовательной организации. Напротив, если локальными нормативными актами требуется получение согласия родителей (законных представителей) на перевод обучающегося, осуществить перевод обучающегося самостоятельно образовательная организация не вправе.

- Ученик успешно окончил 4-й класс (все отметки «4» и «5») и переведен в 5-й класс. Однако родитель препятствует обучению в 5-м классе, ссылаясь на то, что в течение учебного года ученик пропустил много уроков (70 дней). Имеет ли право родитель оставить ребенка на повторное обучение в 4-м классе?

- В соответствии с ч. 8 ст. 58 Федерального закона №273-ФЗ обучающиеся, не прошедшие промежуточной аттестации по уважительным причинам или имеющие академическую задолженность, переводятся в следующий класс или на следующий курс условно.

В случае если обучающиеся в образовательной организации по образовательным программам начального общего, основного общего и среднего общего образования, не ликвидировали в установленные сроки академической задолженности с момента ее образования, они могут быть:

- оставлены на повторное обучение по усмотрению их родителей (законных представителей);

- переведены на обучение по адаптированным образовательным программам в соответствии с рекомендациями психолого-медико-педагогической комиссии;

- переведены на обучение по индивидуальному учебному плану.

По заявлению родителей (законных представителей) обучающийся может быть оставлен на повторное обучение только при условии наличия не ликвидированной в установленные сроки академической задолженности, а не на основании мнения родителей (законных представителей) о том, что ребенок не освоил программу четвертого класса.

- Сколько раз можно оставить на повторное обучение? Родители категорически против перевода ребенка на адаптированную образовательную программу, а ребенок не может обучаться. Сколько лет его можно учить в начальной школе, до достижения 15 лет?

- Обучающиеся в образовательной организации по образовательным программам начального общего, основного общего и среднего общего образования, не ликвидировавшие в установленные сроки академической задолженности с момента ее образования, по усмотрению их родителей (законных представителей) оставляются на повторное обучение, переводятся на обучение по адаптированным образовательным программам в соответствии с рекомендациями психолого-медико-педагогической комиссии либо на обучение по индивидуальному учебному плану (часть 9 статьи 58 Федерального закона №273-ФЗ). Федеральный закон не содержит ограничения на количество лет повторного обучения. При этом четко прописывает, что решение, как поступить в данной ситуации, принимают родители. Поэтому образовательная организация не вправе в любом случае сделать такой выбор за них.

Однако надо иметь в виду, что согласно семейному законодательству (ч. 1 ст. 65 Семейного кодекса РФ) родительские права не могут осуществляться в противоречии с интересами детей. Обеспечение интересов детей должно быть предметом основной заботы их родителей.

Согласно ч. 2 и 3 ст. 56 Семейного кодекса РФ ребенок имеет право на защиту от злоупотреблений со стороны родителей (лиц, их заменяющих). Должностные лица организаций и иные граждане, которым станет известно об угрозе жизни или здоровью ребенка, о нарушении его прав и законных интересов, обязаны сообщить об этом в орган опеки и попечительства по месту фактического нахождения ребенка. При получении таких сведений орган опеки и попечительства обязан принять необходимые меры по защите прав и законных интересов ребенка. Однако законодательство не содержит конкретных положений о том, как именно в данном случае воздействовать на родителей, которые, пользуясь предоставленными им родительскими правами в области образования, злоупотребляют ими, оказывая отрицательное влияние на образование их детей.


- Вправе ли общеобразовательная организация не допустить учащегося до учебных занятий, если им не соблюдены установленные в данной организации требования к одежде? Может ли школа провести проверку жилищных условий ребенка по данному поводу?

- Нет, не вправе. Государственные гарантии на получение гражданином общедоступного образования не могут быть поставлены в зависимость от его имущественного и социального положения, а также иных обстоятельств (ч. 1, 2 ст. 5 Федерального закона №273-ФЗ). Несоблюдение установленных в организации требований к одежде обучающихся можно рассматривать лишь как основание для мер педагогического воздействия, в крайнем случае - для применения мер дисциплинарного взыскания (с рядом оговорок).

Заметим, что факт появления учащегося в образовательной организации в обычной одежде, но за рамками требований организации, не является общественно опасным деянием.
Если должностные лица образовательной организации сомневаются в надлежащем исполнении родителями (законными представителями) несовершеннолетних учащихся обязанностей по обеспечению получения детьми общего образования, то необходимо обращаться в комиссию по делам несовершеннолетних и защите их прав либо в органы опеки и попечительства.

- В какой срок должностные лица образовательных организаций должны давать ответ на письменные обращения граждан или организаций?

- Если речь идет о государственных или муниципальных образовательных учреждениях, то по общему правилу срок рассмотрения письменных обращений составляет 30 дней со дня регистрации обращения. Это прямо следует из положений части 4 статьи 1 и части 1 статьи 12 Федерального закона от 02.05.2006 г. №59-ФЗ «О порядке рассмотрения обращений граждан Российской Федерации». Исходя из положений данного закона, государственные (муниципальные) учреждения считаются лицами, осуществляющими публично значимые функции, и в указанных вопросах должны действовать так же, как и органы власти.

Уставами образовательных организаций может быть установлен и более короткий срок рассмотрения обращений.

Если из требований федерального закона следует иной порядок рассмотрения обращений граждан, то необходимо руководствоваться именно таким порядком. Так, например, при обращении в комиссию по урегулированию споров между участниками образовательных отношений ответ по существу обращения должен быть дан в сроки, установленные локальным нормативным актом образовательной организации, регулирующим деятельность данной комиссии. Такой акт принимается с учетом мнения советов обучающихся, советов родителей, а также представительных органов работников этой организации и (или) обучающихся в ней (при их наличии) (ч. 6 ст. 45 Федерального закона №273-ФЗ).

- Что конкретно должен регулировать локальный нормативный акт дошкольной или общеобразовательной организации относительно порядка и оснований перевода, отчисления и восстановления обучающихся?

- Принятие локального нормативного акта, устанавливающего порядок и основания перевода, отчисления и восстановления обучающихся, предусмотрено частью 2 ст. 30 Федерального закона №273-ФЗ. По ряду вопросов, касающихся указанных процедур, регулирование осуществляется непосредственно Федеральным законом №273-ФЗ либо нормативными правовыми актами уполномоченных органов государственной власти. Поэтому данные вопросы не могут быть предметом регулирования на уровне образовательных организаций. Так, законодательством об образовании установлен исчерпывающий перечень оснований прекращения образовательных отношений - отчисления обучающихся (ч. 7 ст. 54, ст. 61 Федерального закона №273-ФЗ), урегулированы вопросы перевода обучающихся с платного обучения на бесплатное, перевода в другую образовательную организацию, реализующую образовательную программу соответствующего уровня, перевода для получения образования по другой профессии, специальности и (или) направлению подготовки, по другой форме обучения.

В рамках образовательных организаций системы общего образования локальными нормативными актами необходимо урегулировать следующие процедуры (ч. 9 ст. 58 указанного Федерального закона):

- перевод в следующий класс, в том числе условный перевод;

- перевод на обучение по адаптированным образовательным программам в соответствии с рекомендациями психолого-медико-педагогической комиссии;

- перевод на обучение по индивидуальному учебному плану, учитывая различные случаи такого перевода;

- оформление отношений с обучающимися и их законными представителями при отчислении по разным основаниям (издание приказа, выдача документов, справок, личных дел, ознакомление с приказом и пр.).

- Можно ли принять ребенка сразу во второй класс общеобразовательной организации, если программу первого класса ребенок фактически освоил дома?

- Фактически речь идет о том, что ребенок получал образование в рамках части программы начального общего образования, соответствующей первому классу, в форме семейного образования.

Федеральный закон №273-ФЗ закрепляет право родителей (законных представителей) обучающихся дать ребенку начальное общее образование в семье (п. 2 ч. 3 ст. 44). При этом ребенок, получающий образование в семье, по решению его родителей (законных представителей) с учетом его мнения на любом этапе обучения вправе продолжить образование в образовательной организации. Таким образом, дав ребенку частично начальное общее образование в семье, родители вправе принять решение о продолжении получения начального общего образования в образовательной организации.

Родители, которые считают, что ребенок освоил программу первого класса дома, должны обратиться в образовательную организацию с заявлением о зачислении их ребенка в качестве экстерна для прохождения промежуточной аттестации за первый класс. Формы и порядок прохождения такой аттестации устанавливаются образовательной организацией самостоятельно (ч. 1 ст. 58 Федерального закона №273-ФЗ).

В случае если ребенок успешно проходит промежуточную аттестацию, по заявлению родителей и при наличии свободных мест он может быть сразу зачислен во второй класс. Основанием для такого зачисления является успешное освоение программы начального общего образования за первый класс в форме семейного образования, подтвержденное результатами промежуточной аттестации.

Факт невыполнения родителями (законными представителями) обязанности по информированию о выборе семейной формы получения образования органа местного самоуправления муниципального района или городского округа, на территориях которого они проживают (ч. 5 ст. 63 Федерального закона №273-ФЗ), не может рассматриваться как препятствие для зачисления ребенка в образовательную организацию в качестве экстерна для прохождения промежуточной аттестации.

- Ребенок в возрасте 6,5 лет зачислен в первый класс, проучился первую четверть. Родители ребенка настаивают на отчислении, так как ребенок в силу возраста не справляется со школьной программой, хотят пойти в первый класс в следующем учебном году. Возможно ли удовлетворить такое заявление родителей?

- В данном случае возможно отчисление учащегося по инициативе его родителей согласно п. 1 части 2 статьи 61 Федерального закона №273-ФЗ. Данное основание прекращения образовательных отношений не требует каких-либо формальных объяснений со стороны родителей (законных представителей) несовершеннолетних обучающихся и согласований с какими-либо органами, включая комиссию по делам несовершеннолетних и защите их прав. Родители учащегося вместе с тем могут сослаться на состояние здоровья ребенка и его неподготовленность к освоению программы общего образования в данном возрасте.

До принятия решения об отчислении родители вправе обратиться в учреждения здравоохранения и психолого-медико-педагогическую комиссию, в полномочия которой входит проведение обследования детей в возрасте от 0 до 18 лет в целях своевременного выявления особенностей в физическом и (или) психическом развитии, подготовка по результатам обследования рекомендаций по оказанию детям психолого-медико-педагогической помощи и организации их обучения и воспитания, оказание консультативной помощи родителям (п. 10 Положения о психолого-медико-педагогической комиссии, утвержденного приказом Минобрнауки России от 20 сентября 2013 г. №1082).

Поскольку родители заявляют об отчислении ребенка до достижения им возраста 8 лет, то нельзя говорить о невыполнении родительской обязанности обеспечить получение ребенком общего образования (п. 1 ч. 4 ст. 44 Федерального закона №273-ФЗ), так как согласно ч. 1 ст. 67 Федерального закона получение детьми начального общего образования начинается не позднее 8 лет.

(Есть вопрос? Дадим ответ! «Учительская газета. – 2016. - 5 июля).

За избиение студентки ответит педагог

В Ульяновской области вынесен приговор пяти студентам Карсунского технологического техникума, избившим 16-летнюю сироту. Одна из студенток, достигшая совершеннолетия, получила 5 месяцев исправительных работ, к остальным будут применены «меры воспитательного воздействия». Напомним, ЧП произошло 11 января в общежитии учебного заведения. Поздно вечером четверо студенток в помещении женского туалета избили 16-летнюю учащуюся того же техникума. Девушке наносили побои ногами, опускали голову в унитаз. В издевательствах принял участие еще один 17-летний студент, который снимал все происходящее на мобильный телефон, а затем выложил видеозапись в Интернет. Было установлено, что конфликт между студентками в общежитии продолжался несколько часов, а избиение в туалете лишь завершило его.
Следователем внесены представления в органы внутренних дел и в Министерство образования и науки Ульяновской области, по результатам рассмотрения которых к дисциплинарной ответственности привлечены 10 должностных лиц, в том числе с отстранением от должностей и увольнением.

Кроме того, в настоящее время в суде рассматривается уголовное дело, возбужденное по факту халатности должностных лиц техникума. Перед судом по этому делу предстал педагог, дежуривший в общежитии в день конфликта.

(Рожков П. За избиение студентки ответит педагог // Павел Рожков // Учительская газета. – 2016. – 12 июля).


Высшая школа

Ольга Голодец хочет перестроить систему высшего образования

На заявление зампредседателя правительства Ольги Голодец о том, что две трети населения России не нуждаются в получении высшего образования, возмущенно отреагировали родители на форумах в СМИ и соцсетях. Почему же мнение правительственного чиновника вызвало столь большой общественный резонанс?

Некоторые особо горячие родительские головы даже успели обвинить вице-премьера ни много ни мало как в «геноциде собственного народа». «Мои дети будут теперь общаться с отребьем, у которого нормальный язык – матерный и основные желания – чисто физиологические…» – пишет разгневанная мамаша о будущем своего чада, который, не дай бог, теперь попадет учиться в техникум или колледж. Родители из небольших городов ропщут, что теперь закроются и без того малые возможности для дальнейшего карьерного и материального роста их детей.

Какая-то часть родительского сообщества поддерживает популярную политическую дискуссию о том, что столь «недружественным шагом» правительство просто формирует невежественный и оттого безвольный будущий свой электорат. И конечно же, цитируют известные опросы Левада-Центра на проспекте Сахарова, что в акции протеста «рассерженных горожан» были особенно активны молодые обладатели дипломов о высшем образовании. Дескать, поэтому их и хотят уничтожить теперь как класс.

Ольга Голодец, поскупившись на дополнительные объяснения, выглядит в глазах любвеобильных родителей жесткой и даже безжалостной. Недоумение родителей в данном случае тем более возрастает, что ошеломляющие пропорции 65 и 35% никак не коррелируются с общемировой тенденцией в сторону увеличения числа студентов.

Да, начинает размышлять просвещенный родитель, когда-то, в 1970–1980 годы, в университетах мира действительно учились 25–30% от общего числа молодежи. Но сегодня-то это уже все 70–90%. И хотя колебания в пределах этих цифр в разных странах мира как в сторону увеличения, так и в сторону снижения случаются, тем не менее достичь цифры ниже, чем 50%, никто из развитых стран пока не пытался. Например, в Греции число студентов менялось от 64% в 2006 году до 91% в 2013 году. А в Дании за этот же период оно выросло с 67 до 80%.

Более того, доля студентов от общего числа молодежи растет и в странах с развивающейся экономикой. Тогда почему же в России объявляется цифра 35%, задается вопросом родитель.

И получается тогда, что все дело в словах, которых не хватило. Без них заявление больших начальников уводит общенародную дискуссию в область значимости высшего образования вообще. Которую большинство населения связывает с ростом культуры в обществе, из-за чего родители и не готовы отдать своих детей в колледжи и техникумы.

Кстати, примечательно здесь, что в общем хоре возмущения не слышно голосов ректоров – непосредственных участников процесса. И в принципе понятно почему. Заявление Голодец только на первый и очень поверхностный взгляд выглядит скандально сенсационным. На самом же деле все уже давно и систематически идет к задуманной перестройке структуры профессионального образования страны.

Мы с вами, например, уже несколько лет являемся свидетелями сокращения вузовской сети. Большей частью – принудительного, потому что сопротивление этому процессу есть и со стороны местных начальников, и некоторых региональных вузов, и простых граждан. Сопротивление есть, несмотря на то что более года назад было даже напрямую заявлено о конкретных ориентирах: количество вузов уменьшат в ближайшие годы на 40%, а их филиалов – на 80% за счет лишения их аккредитации. А результатами проверок доказано, что часть университетов просто не имеет права называться высшим учебным заведением. Это техникумы, не выше. И, кстати, само население не заблуждается на этот счет.

На днях Всероссийский центр изучения общественного мнения (ВЦИОМ) опубликовал результаты опросов россиян о качестве высшего образования, согласно которому большинство респондентов (65%) поддерживает меры по лишению вузов госаккредитации за неэффективную работу.

С другой стороны, мы видим, как вузы уже приспосабливаются к ситуации, обрастая «подопытными участками» в виде прибившихся под их крыло обломков бывших техникумов и колледжей. И как последние, в свою очередь, пытаются прорастить пусть пока хилые зачатки дуального образования. В основу такого обучения положен принцип взаимосвязи теории с практикой. Идея заимствована из Германии, где 70–80% времени обучения проходит на производстве. А сами учебные программы на треть состоят из общеобразовательных дисциплин и на две трети из предметов по специальности.

И опять же сошлемся на результаты опросов ВЦИОМа, согласно которому 55% работодателей и 56% населения страны оценивают качество подготовки выпускников российских вузов как среднее. И абсолютное большинство работодателей (91%), а еще более половины самих выпускников жалуются на недостаток практических навыков после окончания вуза.

В общем, все, к чему пытаются призвать нас, – это уход от прежних стереотипов восприятия образования. Сегодня нашему молодому населению, пытается донести до нас Ольга Голодец, больше нужно образование для жизни. Неважно, каким мы его назовем – высшим ли недовысшим, – оно должно помочь любому человеку не просто реализовать себя как личность, но еще и накормить его самого, его семью. Ну и в конечном счете всю страну. И это не исключает его дальнейшего образования, или самообразования.

(Савицкая Н. Вице-премьер разгневала родителей / Наталья Савицкая // Независимая газета. – 2016. – 20 июля).

Списки зачисления – новшество приемной кампании-2016

Идет процесс подачи документов, требующихся для поступления на первый курс российских вузов. С 1 августа прекращается прием «согласий на зачисление» от абитуриентов, желающих попасть на бюджетное отделение. Тем самым будет положено начало первому этапу зачисления в вузы. Напомним, что в начале августа будут заняты практически 80% бюджетных мест в вузах.

Самым главным изменением в процедуре зачисления в вузы с 2016 года можно назвать введение нового документа, который называется «Согласие на зачисление». Он подается соискателем в приемную комиссию учебного заведения не позднее, чем за два дня до выхода приказа вуза о зачислении с обязательным указанием только одной специальности. При этом соискатель, как это было и раньше, может подавать заявления на поступления сразу в пять вузов (не более) и указать в своем заявлении максимум три специальности. Согласие на зачисление необходимо для зачисления на любую специальность, любую образовательную программу. Те поступающие, которые подают документы в пределах квоты целевого набора, должны подавать согласие на зачисление сразу с заявлением о приеме и оригиналом документа об образовании.

Напомним, что в былые годы подавший заявление в ведущие университеты с удивлением обнаруживал, что значительная часть бюджетных мест отдана абитуриентам, идущим по целевому набору. (Целевой набор – это когда организация обязуется оплатить обучение ценного для себя сотрудника, чтобы он в будущем смог отработать на этом предприятии положенный срок.) В последние годы количество «целевиков» стало несколько меньше, потому что контроль за раздачей квот несколько увеличился. Тем не менее проблема была и остается. Ни для кого не секрет, что целевой набор – это дополнительная возможность для коррумпированных чиновников. В прошлые годы в СМИ неоднократно всплывали сообщения, что ребенок того или иного начальника поступил в престижный вуз по целевому набору. Те, кто участвует в общем конкурсе абитуриентов-бюджетников, сразу после сдачи всех документов должны регулярно проверять пофамильные рейтинговые списки. Данные списки будут составляться приемной комиссией с 27 июля и публиковаться на сайте вуза. Эксперты предупреждают, что унывать после окончания первого этапа зачисления в случае непопадания в заветный список не стоит. Есть все шансы поступить во время второго этапа, в рамках которого проходные баллы, как правило, ниже.

Итак, первая волна зачисления завершит основной набор, оставив на второй этап зачисления студентов не более 20% бюджетных мест. С учетом того, что каждый год проходит под знаком сокращения общего числа вузов. На сентябрь 2015 года в России было более 2,5 тыс. аккредитованных государственных и негосударственных высших учебных заведений, включая филиалы, заявил на днях глава Рособрнадзора Сергей Кравцов. Только за несколько лет их число сократилось примерно на тысячу, и этот процесс в ближайшее время продолжится, пообещал чиновник.

Ежегодно Рособрнадзор проводит около 600 проверок. По итогам проверок департамент решает, как поступить с вузом. Картинка вузов в связи с проходящими проверками постоянно меняется. Поэтому перед поступлением в вузы школьникам рекомендуется внимательно изучить документы учебного заведения или его филиала – имеет ли оно право вести образовательную деятельность. Имеется ли у него в наличии действующая лицензия, а также государственная аккредитация по выбранной для обучения программе. В случае отсутствия или приостановления государственной аккредитации вуз не имеет право проводить государственную итоговую аттестацию и выдавать дипломы установленного Минобрнауки России образца. Кроме того, в случае лишения/приостановления госаккредитации программы вуза студентам не может быть гарантирована отсрочка от призыва на военную службу. Проверить наличие у вуза лицензии и аккредитации можно на сайте kartavuzov.ru.

(Герасимова Е. Списки зачисления – новшество приемной кампании-2016 / Елена Герасимова // Независимая газета. – 2016. – 13 июля).


 Технология и практика обучения и воспитания

Беспроигрышный ход

Урок шахмат станет обязательным предметом в школах Югры. Новая дисциплина появится в расписании учеников уже с 1 сентября. Сначала необычный урок введут в начальной школе. А со следующего года он станет обязательным и для старшеклассников. Кроме того, уже нынче дополнительные образовательные программы по шахматам будут реализовываться в 155 детских садах округа.

О том, что в Югре перейдут на всеобщее шахматное образование, губернатор округа Наталья Комарова сообщила на международном шахматном турнире имени Анатолия Карпова, который в эти дни проходит в поселке Пойковском и входит в четверку самых престижных мировых соревнований. Открывая нынешний турнир, Анатолий Карпов заметил, что популяризация этого вида спорта среди ребят непременно принесет плоды: шахматы развивают интеллект, память и стратегическое мышление.

До сих пор обучение интеллектуальной игре велось в округе во внеурочное время: в различных кружках и секциях шахматами занимались 17 тысяч детей. Теперь все будет куда серьезнее. 230 педагогов Югры даже прошли специальную 80-часовую программу повышения квалификации по преподаванию шахмат.

Югра на протяжении многих лет является международным шахматным центром. В 2005, 2007 и 2009-м годах здесь проходил Кубок мира по данному виду спорта, в 2010-м регион принимал всемирную шахматную Олимпиаду. Югорчане состязаются не только за реальными досками, но и виртуально. Ежегодно около 1,5 тысячи жителей региона участвуют в шахматных поединках в Сети.

(Ладина О. Беспроигрышный ход / Ольга Ладина // Российская газета-Неделя-Урал. – 2016. – 27 июля).

С какими педагогическими технологиями вы хотели бы ознакомиться более подробно?

Светлана Воинова, учитель русского языка и литературы школы №65, Воронеж:
- Я не очень давно на одном из семинаров видела интересное выступление своей коллеги, точнее, это был мастер-класс, на котором она показывала ТРИЗ-технологию - это теория решения изобретательских задач. Мне очень понравилось! Необычно, познавательно, интересно. Даже частичное использование подобных приемов сделает урок нескучным и подтолкнет учеников к размышлению, разбудит их фантазию. Мне бы хотелось освоить такую технологию, тем более что некоторые элементы, например составление и отгадывание загадок, мы все уже давно используем.

Елена МИРОНОВА, преподаватель начальных классов, Новгородская область:
- Ни с какими не хотела бы. На мой взгляд, есть только одна педагогическая технология - хорошо преподавать свой предмет. Все курсы повышения квалификации только зря отрывают нас от работы. Я грамотный человек, читаю газеты и журналы, и если мне что-то понравится, сама сумею разобраться в том или ином новшестве. Вот только так много этих новшеств: один предлагает по психологическим тестам детей рассаживать за партами, другой - индивидуально подходить к каждому лодырю! У нас была лучшая система образования в мире во времена СССР, а теперь даже просто грамотных выпускников все меньше и меньше. Я считаю, это прямой результат реформ и новшеств.

Сергей ВОРОНИН, заместитель директора Лицея НИУ ВШЭ, Москва:
- Современные педагогические технологии - термин, который зачастую применяется не совсем корректно по отношению к новым инструментам организации образовательного процесса. Технология же, по-моему, - это систематизированная концепция, в которой инструменты обоснованы как один из элементов. Подробнее хотелось бы узнать о двух современных подходах - BYOD (Bring Your Own Device) и «перевернутый класс». И именно с точки зрения обоснованности. Идея использования собственных девайсов (устройств) хоть и современна, порождает вопрос относительно гарантий информационной безопасности, авторского права, влияния на здоровье школьника (в частности, зрение). «Перевернутый класс» хоть и построен на идее самостоятельности и осознанности учебных действий, а также превращает по-настоящему учителя в тьютора, на мой взгляд, не выдерживает критики с точки зрения результативности. Акцент на деятельность, пренебрежение освоением материала (полный объем, систематичность) ставит задачу переноса контроля на действия, а не на знания. Как это вяжется с содержанием КИМов что в 9-х, что в 11-х классах - это вопрос. Кажется, что использование технологий вещь важная, но последовательность должна быть другой. Сначала на уровне образовательной политики необходимо решить, чему мы все-таки учим и за что будем спрашивать. И только потом окончательно можно определяться с тем, как будем учить, то есть с технологиями.

(С какими педагогическими технологиями вы хотели бы ознакомиться более подробно? : Вопрос недели // Учительская газета. – 2016. - 12 июля).


Воспитание и дополнительное образование

"Балтийский Артек" представил уникальные образовательные проекты

"Конвейер проектов" Всероссийского молодежного образовательного форума "Балтийский Артек" запустил свою "конвейерную ленту". Молодые учителя со всей страны в течение двух дней смены представляли на суд экспертов десятки образовательных проектов. Поданы рекордные 115 работ.

Так, учитель географии из Томска Елена Сивкова представляет на форуме идею о создании цикла учебных фильмов "85 кадров о России", иллюстрирующий Россию во всем ее многообразии. Это проект по географии субъектов страны, целью которого является воспитание российской гражданской идентичности школьников.

"Учебные фильмы будут созданы проектными группами, состоящими из учителей географии и их учеников. Именно учителям под силу привлечь школьников к образовательному, творческому труду по созданию коротких, емких, интересных и полезных фильмов о географии своего региона", - признается автор проекта.

Реализация проекта позволит возродить традицию создания учебных фильмов по географии, объединить общей идеей сотни учителей по всей стране и вовлечь тысячи школьников в творческий процесс.

Заместитель директора лицея из Ростова-на-Дону Евгений Агафонов, опираясь на поддержку Президента России Владимира Путина инициатив по созданию в стране сети детских технопарков презентует соответствующий проект. Его идея - создать школьный технопарк на базе лицея, в котором он работает.

"В настоящее время образовательная робототехника в школе приобретает все большую значимость и актуальность. Благодаря техническому творчеству, направленному на проектирование и конструирование роботов, стало возможным дополнительно мотивировать школьников на изучение физики, математики, информатики, выбор инженерных специальностей, проектирование карьеры в индустриальном производстве", - комментирует Евгений.

Данный проект частично решает вопросы мотивации школьников к выбору инженерных профессий. По мнению автора, эти задачи реализуются через усиление профильного технологического обучения в школе, через развитие системы инженерных олимпиад, конкурсов, соревнований, развитие дополнительного образования технической направленности. Имеет значение и популяризация инженерной профессии, повышение престижности инженерного труда.

Председатель Якутского регионального отделения "Российского движения школьников", председатель Единого детского движения "Стремление" приехал на форум с проектом "Пять заданий Президента России".

Проект реализуется посредством проведения единого марафона детских общественных объединений регионального и федерального уровня, направленного на систематизацию и консолидацию детского движения, создание благоприятных условий для функционирования и развития детских сообществ, а также повышение престижа и статуса социально-ориентированных детских НКО.

Свыше 30 победителей "Конвейера проектов" будут рекомендованы к получению грантов в размере от 100 до 300 тысяч рублей, причем предусмотрены четыре гранта по 300 тысяч рублей, девять победителей станут обладателями 200 тысяч, остальные получат по 100 тысяч. Общая сумма грантов для молодых учителей составит 5 миллионов рублей.
Напомним, что форум проходит с 25 по 31 июля 2016 года на территории Калининградской области. Ключевая тема образовательной площадки - развитие "Российского движения школьников" в регионах.

Всероссийский молодежный образовательный форум "Балтийский Артек" проводится по поручению Президента Российской Федерации Владимира Владимировича Путина и проходит при кураторстве Управления Президента РФ по общественным проектам.

("Балтийский Артек" представил уникальные образовательные проекты // Российская газета. – 2016. – 28 июля).


ЕГЭ 

Больше половины сочинений выпускников - о любви

На прошлой неделе прошло заседание рабочей группы по разработке мер по введению в выпускном классе итогового сочинения и учету его результатов при поступлении в образовательные организации высшего образования. В нем приняли участие первый заместитель министра образования и науки РФ Наталья Третьяк, а также заместитель директора департамента государственной политики в сфере общего образования Минобрнауки России Павел Сергоманов, директор Федерального института педагогических измерений Оксана Решетникова, заместитель руководителя Рособрнадзора Анзор Музаев, министр образования и науки Калужской области Александр Аникеев, директор гимназии №1520 имени Капцовых Вита Кириченко, учитель русского языка и литературы Пятьдесят седьмой школы Сергей Волков и другие. На заседании шла речь о том, чтобы сохранить принятую в 2014 году модель проведения итогового сочинения (изложения) в выпускных классах на 2017-2018 годы, кроме того, участники рабочей группы детально проанализировали результаты итогового сочинения (изложения) в 2015-2016 учебном году. Так, итоговое сочинение прошло в штатном режиме без технологических и организационных сбоев. В сочинении приняли участие около 677000 человек, изложение писали 14000 участников. Не допущены к итоговой аттестации 3 процента участников, писавших итоговое сочинение, и 2 процента тех, кто писал изложение. Были также установлены критерии оценивания итогового сочинения, соответствующего двум требованиям: объему (рекомендуемое количество слов - 350) и самостоятельности написания. Итоговое сочинение, соответствующее установленным требованиям, оценивается по пяти критериям: соответствие теме; аргументация, привлечение литературного материала; композиция и логика рассуждения, качество письменной речи и грамотность. Причем первый и второй критерии являются основными. Для изложения критерии несколько отличаются, вот они: содержание изложения, логичность изложения, использование элементов исходного текста, качество письменной речи и грамотность.

Напомним, что ранее Совет по вопросам проведения итогового сочинения при Министерстве образования и науки РФ определил пять тематических направлений итоговых сочинений 2015-2016 года. В качестве первых четырех направлений выбраны ключевые слова «время», «дом», «любовь», «путь». Пятое направление названо в честь Года литературы. Примечательно, что наиболее популярным в 2015 году стало направление «Любовь», его выбрали более половины выпускников, 16 процентов отдали предпочтение направлению «Путь», 15,5 процента писали о доме, 12,5 процента выбрали «Год литературы», и лишь чуть более 5 процентов выпускников привлекала тематика направления «Время».

Были также определены требования к темам для итогового сочинения и к отбору текстов для итогового изложения.

Требования к темам для итогового сочинения:

- соответствовать открытым направлениям тем итогового сочинения;

- соответствовать надпредметному характеру итогового сочинения (не нацеливать на литературоведческий анализ конкретного произведения);

- соответствовать литературоцентричному характеру итогового сочинения (давать возможность широкого выбора литературного материала, на который выпускники будут опираться в своих рассуждениях);

- нацеливать на рассуждение (наличие проблемы в формулировке);

- соответствовать возрастным особенностям выпускников, времени, отведенному на написание сочинения (3 часа 55 минут);

- быть ясными, грамотными, разнообразными по формулировкам.

Требования к отбору текстов для итогового сочинения

Текст для итогового изложения должен:

- содержать 320-450 слов;

- обладать смысловой завершенностью (как правило, это фрагмент литературного произведения, адаптированный под задачу);

- быть повествовательным, обладать ярко выраженным сюжетом (ни описание, ни рассуждение не должно доминировать, текст не должен содержать развернутых диалогов, монологов, допускается несколько реплик);

- быть понятным для обучающихся с ограниченными возможностями (привычный стиль, отсутствие внутренней ироничности, несложный синтаксис, минимум слов с переносным значением);
- соответствовать возрастным особенностям выпускников (текст не должен быть ни слишком сложным, ни слишком примитивным, тексты не должны строиться на сказочных или фантастических сюжетах);

- обладать позитивным воспитательным потенциалом;

- быть корректным и адекватным ситуации контроля (текст не должен дискриминировать участников с ОВЗ, содержать психологически травмирующие подробности, быть излишне трагичным);

- выбираться из произведений отечественных авторов (не из хрестоматий и учебников).

(Галицкая С. Молодежь мало задумывается о времени / Светлана Галицкая // Учительская газета. – 2016. – 5 июля).

Тестов станет еще меньше

30 июня завершилась экзаменационная кампания текущего года. Об основных итогах ЕГЭ рассказали министр образования и науки РФ Дмитрий Ливанов и глава Рособрнадзора Сергей Кравцов. Министр отметил отсутствие серьезных нарушений и скандальных утечек экзаменационных материалов. В целом выпускники нынешнего года лучше справились с экзаменационными заданиями, чем их предшественники.

На ЕГЭ по русскому языку доля тех, кто написал работу на высокий балл (от 81 до 100), увеличилась на 6% и составила 25,5%. Не смогли преодолеть минимальный порог для получения аттестата (24 балла) лишь около 0,7% участников, в прошлом году таких было 1,5%, минимальный порог для поступления в вуз (36 баллов) - 2,5% против 4% в прошлом году.
Количество участников, получивших неудовлетворительный результат на ЕГЭ по математике базового уровня, сократилось с 7,4% до 4,7%, а средний балл вырос 3,95 до 4,14. На ЕГЭ по математике профильного уровня число участников, не набравших необходимый минимальный балл, сократилось с 21% до 15%.

В ближайших планах - отказ от тестовой части в экзаменах по химии, физике и биологии, более широкое внедрение технологий печати и сканирования экзаменационных материалов в пунктах проведения ЕГЭ, разработка и апробация модели устной части в государственной итоговой аттестации по русскому языку.

(Максимович О. Тестов станет еще меньше / Ольга Максимович // «Учительская газета. – 2016. – 5 июля).

20 тысяч за ЕГЭ

В Югре и на Ямале выпускники, показавшие высший результат на ЕГЭ, получат губернаторские премии.

В Ямало-Ненецком округе, где награда была учреждена в 2011 году, материального поощрения удостоены 13 учеников. Еще двое ребят получат премии по 50 тысяч. Это Виктор Хиневич из Нового Уренгоя и Евгения Демина из Салехарда. Эти выпускники-медалисты не просто стобалльники: Евгения стала призером заключительного этапа всероссийской олимпиады школьников по истории, а Виктор - по химии. Поощрить в регионе решили и тех, кто на протяжении всей учебы демонстрировал особые успехи. Таких ребят 248. Им вручили по 10 тысяч рублей и медали.

А вот в соседней Югре премию стобалльникам в этом году выплачивают впервые. Здесь лучшие также получат по 20 тысяч. Высший балл за ЕГЭ нынче здесь набрали 43 выпускника. Как ранее отмечала губернатор округа Наталья Комарова, гранты для особо отличившихся - это прямые вложения в перспективную молодежь.

(Ладина О. 20 тысяч за ЕГЭ / Ольга Ладина // Российская газета-Неделя-Урал. – 2016. – 27 июля).

ЕГЭ предлагают усовершенствовать

Рособрнадзор начал сбор предложений по усовершенствованию единого госэкзамена. Но изменения уже просматриваются.

Так, в ближайшее время исчезнут задания с выбором ответов в ЕГЭ по химии, физике, биологии. Единый госэкзамен по иностранным языкам станет обязательным, а в перспективе на некоторых экзаменах может появиться устная часть. В Российский академии образования сообщили, что устная часть по русскому языку уже разрабатывается экспертами. Скорее всего, вначале технологию отработают на экзаменах в девятом классе. А потом уже будут менять ЕГЭ в одиннадцатом.

Еще одна возможная новация - дифференцированная оценка за сочинение. Сейчас ученики получают за сочинение "зачет-незачет" и получается, что проверяют сочинение дважды - в школе и вузе, если он сочтет это нужным.

Виталий Костомаров, президент Государственного института русского языка им. А.С. Пушкина:

- Главное, чему должна научить школа, - говорить так, чтобы тебя поняли. И не так уж важно, какими способами мы пользуемся для этого. Важна не зубрежка правил грамматики, а умение пользоваться языком. К сожалению, на уроках этому не учат, мы уходим в детали, отвлекающие от дела, а дискуссии сводятся к вопросу, как правильно говорить: "последний" или "крайний". Хотя тот, кто владеет речью, мог бы уйти от этого, спросив: "А за кем я буду?". Правила, конечно, нужны, но они не могут быть содержанием обучения. Чтобы научить детей говорить, нужны другие учебники, программы. Надо переучить педагогов, которые сейчас иной раз и сами не в состоянии объяснить материал так, чтобы его поняли дети.

Татьяна Апостолова, доцент кафедры методики преподавания истории, обществознания и права Московского городского педагогического университета:

- В единый экзамен по истории нужно вернуть часть заданий, которые позволяют проверить знание фактуры, событий, имен. Эти задания были в части А. Их несправедливо называли "угадайкой". Попытки включить эти задания в часть В считаю неудачными. Нельзя ставить в одну строку дату Карибского кризиса и год основания Москвы. Это некорректно прежде всего по отношению к выпускникам. Историю сдают не так много школьников. В этом году таких было 22 процента, и подавляющее большинство прекрасно знают и то, и другое.

Если мы убрали из вопросов фактуру, то на каком основании пишется историческое сочинение? Оно должно опираться именно на факты и события.

В ЕГЭ появились вопросы по всеобщей истории. Зачем? Так подробно, как мы, всеобщую историю не учат нигде в мире. Не очень понятен подбор вопросов по всеобщей истории. Я понимаю, если это будет падение Византии, оказавшее влияние на нашу историю. Но для чего школьникам так подробно учить чужие парламенты и революции? Нам бы свою историю хорошо знать. Что касается возможного появления устной части на ЕГЭ, то не уверена, что она нужна. Если ученик знает материал, ему все равно: отвечать устно или письменно.

Кирилл Семенов, директор Специализированного учебно-научного центра (СУНЦ) МГУ:

- Сегодня обязательны только ЕГЭ по двум предметам - русскому языку и математике. По остальным предметам теоретически экзамены можно не сдавать. В итоге получается так, что если твоим ученикам не надо сдавать экзамен по предмету, то и не надо их этому предмету всерьез учить. Пропадает главный стимул к добросовестному труду у учителя.

У школьников отношение такое же: надо сдать ЕГЭ - учат предмет, нет - не напрягаются. Разумно, чтобы аттестация в школе была по всем предметам, а ЕГЭ надо выводить из школы, проводить в независимых от школ центрах и только для тех, кто хочет поступать в вузы. Возможно, при этом разрешить сдавать ЕГЭ несколько раз. Нынешние варианты ЕГЭ по математике таковы, что аттестат за 11 классов можно получить, решив 4 задачи уровня 4-5 класса, и это категорически неправильно.

Разделение ЕГЭ по математике на базовый и профильный экзамен не нужно. Базовая математика в одиннадцатом классе проще, чем экзамен в девятом. Смысл в таком "базовом" экзамене отсутствует. Думаю, ЕГЭ по математике должен быть единым и проводиться только для тех, кто желает поступать в вузы.

Наталья Казакова, учитель русского языка и литературы гимназии 40, Калининград:

- В ЕГЭ по русскому не нужны задания с выбором ответов. Очень трудны для учеников вопросы, связанные с грамматикой. Упор, думаю, надо сделать на проверку речевой грамотности, правописания. В последние два года в тестах этому стало уделяться больше внимания. У меня вызывают сомнения задания на орфоэпию. Когда мы ребятами открываем орфоэпический словарь, видим, как сильно отличается ударение от нормы, прописанной в словаре. Получается, детям надо заучить наизусть слова, которыми они не пользуются. Типа йогУрт и тЕфтели.

Неплохо было бы пообщаться на экзамене с учеником устно. Но как это сделать? Может быть, давать текст, а потом просить пересказать его своими словами под аудиозапись? Что-то похожее есть на экзаменах в 9-м классе, когда ребятам дается изложение, и надо пересказать его своими словами. Правда, сделать это предлагается письменно.

С устной речью ситуация сложнее. Наши десятиклассники сдают региональный экзамен по литературе, и впечатление у педагогов такое, что многие буквально двух слов связать не могут. Понятно, что надо больше говорить на уроках. Только когда? На русский язык в 10-м классе отводится всего 1 час.

(Ивойлова И. Большая перемена / Ирина Ивойлова. – Российская газета. – 2016. – 2 августа).

Ливанов опроверг информацию о сокращении бюджетных мест в вузах

К 2019 году стипендии для студентов значительно вырастут. Об этом в интервью телеканалу "Россия 24" заявил министр образования и науки Дмитрий Ливанов.

Он сообщил о том, что индексация студенческих стипендий в 2017-2019 гг. приведет к значительному увеличению стипендиального фонда в сравнении с 2016 годом.

Правительство, как рассказал Ливанов, планирует заняться вопросом увеличения заработной платы научным сотрудников вузов. В частности, речь идет о том, что к 2018 году средняя зарплата преподавателя должна достичь уровня 200% от средней по региону. Министр заверил, что эта задача будет выполнена.

По словам главы ведомства, сокращение числа бюджетных мест в вузах на 40 процентов не планируется. Таким образом министр опроверг появившуюся ранее информацию в СМИ.

Как отметил Ливанов, Министерство образования и науки будет делать все для того, чтобы число рабочих мест для ученых увеличивалось.

По его словам, расходы на науку также должны расти. "Наука - это важнейший ресурс развития нашей страны", - подчеркнул Ливанов.

(Ливанов опроверг информацию о сокращении бюджетных мест в вузах // Российская газета. – 2016. – 2 августа).

Авторизуйтесь для того, чтобы иметь возможность оставлять комментарии.

Задать вопрос