Пресса о нас

"Об издательском деле — откровенно"

В нашей стране не так много издательств, которые бы специализировались на литературе, направленной на педагога и библиотекаря-практика. Волгоградское издательство ООО «Учитель» — достаточно редкое исключение в этом смысле потому, что оно издает литературу, прежде всего для учителей, руководства школ и классных руководителей, воспитателей и библиотекарей. О том, какие проблемы существуют в издательском деле, что изменилось в работе в условиях кризиса, была поведена беседа с генеральным директором ООО «Учитель» Леонидом Грининым, давним другом и партнером тольяттинской библиотеки «Фолиант».

Леонид Ефимович Гринин занимается не только бизнесом. Он также довольно известный в своей области ученый. Он — доктор философских наук, автор более 150 научных работ по философии, социологии, истории, антропологии, в том числе 12 монографий и 4 учебных пособий, соредактор ряда сборников статей.

— Леонид Ефимович, расскажите, пожалуйста, подробнее о своем издательстве. Какое у него основное направление деятельности?

Л.Г. — ООО «Учитель» основано в 1989 году. Можно сказать, что «Учитель» и книжный рынок России — почти ровесники. Уже двадцать с лишним лет наше издательство вносит свой вклад в дело образования страны. Приоритетное направление деятельности — это выпуск методических пособий. Самый большой пласт издательской продукции «Учителя» составляет учебно-методическая литература. Она адресована всем участникам учебно-воспитательного процесса: руководителям, преподавателям, учителям, педагогам дополнительного образования, специалистам социально-педагогической службы, психологам, логопедам, дефектологам всех видов и типов образовательных учреждений, а также учащимся, абитуриентам, аспирантам, студентам, детям дошкольного возраста, воспитателям ДОУ, родителям — одним словом, самому широкому кругу потребителей.

С.В. —Хотела бы поблагодарить за то, что вы уже неоднократно выступали в качестве спонсора нашей библиотеки, присылая за счет издательства нужные нам методические, исторические, литературоведческие новинки, не считаясь с расходами на пересылку. Книги сегодня стоят дорого, централизованно мы никогда не смогли бы закупить необходимого количества сборников сочинений, методических книг со сценариями. Благодаря Вашим книгам исчезли отказы библиотекарям близлежащих школ, организаторам внеклассной работы, аниматорам, да и сами мы теперь всегда знаем, где и что можно найти в помощь подготовке к любой календарной дате.

Судя по ассортименту, издательство «Учитель» достаточно прочно и стабильно закрепилось в рыночной нише издателей учебно-методической литературы. Какую литературу вы издаете чаще всего и где распространяете книги?

Л.Г. Книжный ассортимент издательства «Учитель» довольно большой — около 3000 наименований постоянно тиражируемых собственных изданий. Материал наших пособий разработан в соответствии с действующими образовательными и воспитательными программами и ориентирован для работы по тем или другим учебно-методическим комплектам.

Их содержание в соответствии с современными требованиями постоянно обновляется методическим отделом редакционного подразделения издательства. Для своевременной корректировки отслеживаются изменения и дополнения в учебниках и пособиях серии «Поурочные планы». Эти пособия представлены по всем образовательным курсам и предметам.

Методисты издательства — опытные преподаватели с большим педагогическим стажем, работающие заместителями директоров школ по различным направлениям — стараются всегда быть в курсе последних событий в системе образования.

Ежемесячно издательство выпускает 35–40 наименований новых книг и 8–10 электронных пособий. Это популярная, научная, развивающая, медицинская литература.

География распространения продукции весьма многолика и охватывает все регионы России — большие города и малые населенные пункты, а также страны ближнего зарубежья — Беларусь, Украину, Казахстан, Киргизию, Таджикистан, Молдову.

С.В. — С какой категорией авторов вы преимущественно сотрудничаете?

Л.Г. — Большинство наших авторов — это практикующие педагоги или методисты ИПК и органов образования. Но много и работников высшей школы, в т. ч. кандидатов и докторов наук.

В настоящее время мы расширяем сотрудничество с заведующими и работниками школьных и министерских библиотек. Среди авторов издательства «Учитель» — педагоги Москвы, Петербурга и большинства регионов России, а также Белоруссии и некоторых стран СНГ. За их плечами большой опыт и стаж, высокий профессиональный уровень. Это талантливые учителя-практики, педагоги-методисты, библиотекари, воспитатели, чей опыт оказывается не только интересным и полезным, но подчас и уникальным, своего рода — единственным.

Вот почему наши книги всегда тесно связаны с конкретной практикой: их авторы идут от практики и знают, что нужно учителям. Это одна из главных причин активной востребованности и успешности книг, выпускаемых издательством.

С.В. — Вы решили и впредь выпускать методические книги не только для учителей (в соответствии с заявленным профилем и названием издательства), но и для библиотекарей?

Л.Г. — Да, в том числе мы открыли серию «В помощь библиотекарю». Ведь образование — это общая забота, и поскольку от уровня образования зависит не только наше настоящее, но и наше будущее. Целые пласты отечественной и мировой классики, выходящие за рамки школьной программы, оказались невостребованными.

Но особенно тревожно, на мой взгляд, то, что в современном обществе забытыми оказались вопросы нравственности, патриотизма, правил поведения, воспитания. Исчезли из обсуждения такие проблемы, как личный и гражданский долг, самовоспитание, нравственный пример, смысл жизни и т.д. Юношам и девушкам абсолютно негде узнать, как строить свою жизнь, на кого равняться, что допустимо, а что нет. Педагогам негде найти литературу, которая помогала бы им в воспитательном процессе.

Наличие большого количества литературы по воспитанию нравственности, патриотизма, гражданственности, которое выпускает наше издательство, хоть и малой степени способно восполнить этот дефицит. Я считаю, что помогать школьному и библиотечному делу должны и правительство, и все общество и, конечно, книгоиздатели.

С.В. —  Знаю, что несколько лет назад издательство «Учитель» начало работать над выпуском совершенно нового вида продукции — электронных пособий с программным обеспечением. На них есть спрос?

Л.Г. — Да, электронные пособия сегодня пользуются большим спросом. Интерес к продукции с программным обеспечением постоянно растет. У нас большая подборка дисков для администрации школ, учителей, классных руководителей и воспитателей ДОУ, психологов и логопедов, а также для учащихся. Уже выпущено несколько CD-дисков для библиотекарей, и готовятся новые. Эта продукция вполне могла бы помочь в создании и расширении медиатек, поскольку известно, что в том отношении учебные заведения испытывают трудности с ассортиментом.

Рано или поздно книги начнут менять свою привычную форму на электронную, но мне думается, что роль учителя, как наставника и проводника в мире знаний от этого не изменится. Однако важно, чтобы такие перемены не застали преподавателей врасплох. Хорошо, если они уже сегодня начнут активно знакомиться с новыми формами организации знаний и помогут в этом другим.

С.В. — Какие у Вас ближайшие планы?

Л.Г. В ближайших планах издательства «Учитель» поиск новых направлений работы с педагогами, детьми, библиотекарями, а значит и привлечение новых творческих авторов, — расширение ассортимента и повышения качества выпускаемой продукции особенно в сфере электронных пособий.

Россинская С. В. «Новая библиотека №14 (110) 2009 г.




"Издательству «Учитель» — искренняя благодарность..."

Коллектив библиотеки «Фолиант» № 18 МУК «Тольяттинская библиотечная корпорация», сотрудники библиотеки семейного чтения «Берегиня» МУК ТБК, учителя русского языка и литературы средних школ № 69, 84 г. Тольятти выражают глубокую благодарность и признательность генеральному директору издательства «Учитель» Гринину Леониду Ефимовичу за успешное и эффективное сотрудничество.

Мы искренне благодарим коллектив Волгоградского издательства ООО «Учитель», давнего партнера библиотеки «Фолиант». Фонд нашей библиотеки неоднократно пополнялся новинками, присылаемыми по почте бесплатно, методической литературой в помощь просветительству, сборниками сочинений для выпускников и абитуриентов, авторскими книгами Гринина Л. Е., философа, историка и генерального директора издательства.

Высоким спросом в наших библиотеках пользуются демо-версии электронных пособий для руководителей школ, учителей, учащихся и студентов, электронные каталоги печатной и мультимедийной продукции издательства. Особую признательность снискали серии электронных пособий в помощь преподавателям начальной школы, учителям-предметникам, школьным библиотекарям — «Внеклассная работа в школе», «Библиотечные уроки и мероприятия». Компакт-диски этих серий с разработками мероприятий являются бесценным материалом для интересной организации культурного досуга в литературном клубе «Прикосновение», созданном по инициативе читателей библиотеки «Фолиант». Успешная реализация этого социально значимого проекта была бы невозможна без активного и бескорыстного участия наших волгоградских партнеров.

Издательство «Учитель» — это динамично развивающаяся организация, с которой действительно интересно работать! Мы желаем коллективу издательства «Учитель» интересных творческих замыслов и их благополучных воплощений, ярких, значительных событий и надеемся на дальнейшее плодотворное сотрудничество!

Россинская С. В., заведующая библиотекой «Фолиант» №18 МУК "Тольяттинская библиотечная корпорация"




Жизнь с привкусом рябины. Слепая писательница издала книгу о себе.

Газета "Вечерний Волгоград, № 9, 3 марта 2015 года, Приобрести книгу в интернет-магазине

Галина Короткова

Галина Николаевна Короткова слепа. Но в 2014 году под псевдонимом Вера Калинина она издала книгу. Писала она ее на ощупь. Это история практически незрячей девочки, пережившей войну и детдом. Это автобиография самой Галины Николаевны, которая, кстати, стояла у истоков создания библиотеки для слепых в Волгограде.

Мама замерзла на болоте

Книга Галины Коротковой удивительна. Называется она, кстати, «Идиотка». Женщина, зрение которой постепенно погружалось во тьму, ярко и «вкусно» описала быт и жизнь нашей страны в самые тяжелые ее моменты.

Она родилась в 1935 голу в маленькой деревушке в Тверской области. При рождении зрение было всего 15% и только в одном глазу. Второй глаз практически не видел. «Мама, будучи беременной, боронила пашню. И вдруг лошадь понесла. И маму животом протащило по земле. Наверное, в этом причина», - говорит Короткова. Впрочем, маме и папе, даже в тяжелых деревенских условиях, это не помешало любить незрячую девчушку.

- Папа всегда говорил, когда соседи сочувственно вздыхали по поводу слепоты: «Галек-малек у меня миллион стоит», - вспоминает женщина.

Папу призвали в июле 1941-го. На фронт ушли почти все мужики деревеньки. Гале было шесть лет. Мама собрала папе вещмешок. «Он делался так. Отрезалась половина обычного мешка. В углы клали картофелины, туго перевязывали веревкой, которая пропускалась по бокам мешка и. когда он был заполнен, завязывалась наверху. Через боковые веревки продевались руки, и мешок оказывался на спине», - описывает она в книге. Последнее письмо пришло в начале 1941-го из-под Ржева. А о том, где именно могила отца, она узнала лишь в 1957 году.

Маме зимой в 1943-м приснился сон, будто муж зовет ее из-за печной трубы, днем она пошла на почту получать небольшое денежное пособие. Почта была далеко, за несколько километров. Там зашла к знакомой поплакать и к вечеру засобиралась домой. «Боюсь дочек надолго оставлять», - сказала она. Торопясь. она побежала короткой дорогой через болото, но к сумеркам поднялась метель, ее крик слышали, но никто не помог... а на следующий день окоченевшую мать нашли уже мертвой. "Пожалела оставить нас на одну ночь, а оставила на всю жизнь», - рассказывает Галина Николаевна. Так осиротели Галя и ее четыре сестры

Сестра отвезла в детдом

Мать заменила старшая из сестер - Нюра. Она сама была 16-летним ребенком, но, чтобы прокормить сестер, пахала в колхозе даже не за двоих, за троих! Ели они в лучшем случае раз в день. От голода и недосмотра умерла и младшая сестренка, полуторагодовалая Ниночка. Старшей не раз намекали на детдом, но она держалась. Лишь в 1948 году младшие Галя и Таня все-таки оказались в детдоме под Кашиным. в местечке под названием Пустынька (детдом был на месте женского монастыря).

- Ей замуж было пора, а мы на шее сидим, - рассказывает Галина Николаевна. - Жених был, но однажды она услышала разговор любимого с матерью: «У нее орава на шее, ты с ума сошел?» И Нюра дала ему от ворот поворот. Жаль, ведь потом за нелюбимого пошла А летом она отвезла нас на телеге в детдом. Высыпали дети, грубость, мат. Сестра говорит, мол, поехали отсюда. «Нет. - сказала я, - хочу другой жизни, чем на печи сидеть». В детдоме не так плохо было: питание трехразовое, спектакли ставили, образование дали, а главное - там было много книг.

Девочка с очень плохим зрением просто боготворила их. Хотя зрение было слабое, но очень острое, поэтому ей удавалось читать даже самый мелкий шрифт. В четырехлетке, в родной деревеньке, она иногда заменяла учителя одноклассникам, читая им книги.

Детдомовские дети были разными. Так, была там изнасилованная немцами девочка со сломанной ножкой, которая все время смеялась - разум не выдержал горя. Никто из детей не смел обижать ее. Другая девочка, потерявшая в оккупации братьев, рассказывала. как детвора каталась на трупах немцев с горы. Лютое было время.

«Однажды я совсем ослепла»

Но и детдом когда-нибудь заканчивается. Надо было выбирать дальнейшую жизнь.

- Детдомовским учиться особо не давали, - говорит писательница. - Мы имели право только на семилетку, а не на 10 классов. Стране нужны были рабочие руки. И детдомовцами затыкали дыры на заводах. Но я была там бесполезна. Мне намекнули на дом инвалидов. И я возмутилась, взяла судьбу в свои руки и, узнав, что вдет набор в библиотечный техникум, отправила документы туда. Слепую не хотели брать, но я настояла.

На прощание в детдоме ей выдали списанное пальто, старое постельное белье. На ней были суконный костюмчик и белая кофточка. Вот и все вещи сироты. Началась самостоятельная жизнь. Окончив техникум, работала по сельским библиотекам, а параллельно поступила в Московский библиотечный институт сначала на заочное, потом на очное отделение.

Что было самым сложным: война, голод, детдом?

- Нет, слепота, - рассказывает писательница. - Я уже училась в институте, когда меня отправили в Одессу, там гремела чудесами навею страну глазная клиника Филатова. Сделали операцию. И я то ли недолечилась, то ли бесполезна она оказалась, но зрение пропало. Резко. Осталось лишь светоощущение, я ничего не видела. В Московском областном научно-исследовательском клиническом институте прописали атропин. А это очень опасный препарат. От него началась глаукома, голова разрывалась от боли, рвало целый день. Выжила чудом.

По окончании института ее ждало распределение в Волгоград.

Горький вкус жизни

В 1962 году вся улица Невская еще была в песке, без асфальта. Галину Николаевну отправили в наш город открывать библиотеку для слепых на Невской, 7 - это была ее цель, ее мечта. Помещение выделили, но за него еще пришлось побороться.

- Городские власти сказали: «Вы же слепые, а у нас тут иностранцы ходят». К нам отношение было как будто мы полулюди, - вспоминает писательница. - Тогда пошли к депутату Верховного Совета от Волгоградской области Богучарскому. Он набрал какой-то номер и сказал кратко: «Слепых не обижайте». Больше нас не трогали. Сначала меня оформили исполняющей обязанности заведующей, но швабры, стекла, деньги - это не мое. Мое - это читатели и книги. Потом нам прислали целый контейнер книг для незрячих. Появились другие работницы. И 19 октября 1963 года библиотека открыла двери.

Пришлось драться ей за библиотеку и второй раз.

- Это было уже в 90-е годы, - говорит она. - когда наш читальный зал хотели отдать под магазин эзотерических товаров. Еле отстояли.

Нашему городу она отдала 37 лет, уехав только в 1999-м. За год до этого ее детище отметило 35-летие. Галина Николаевна говорит, что до сих пор прослушивает на старом магнитофоне запись того торжественного вечера. Ностальгия.

Сейчас она живет у сестры в Подмосковье.

- На меня стала давить память, хотелось выговориться, рассказать про войну, детдом, библиотеку. И я для себя начала писать на пишущей машинке для слепых. Я писала так остервенело, что почти всю повесть написала за два с половиной месяца, и сразу на чистовую. Об издании я и не думала, но друзья из Волгограда, которые у меня гостили, уговорили меня и издали книгу. Я даже и не знаю, сколько это стоит, - разводит она руками. - Я лишь просила издателей изобразить на обложке ветку рябины. Это мое любимое дерево. Ведь я родилась в сентябре на рябинников Флора и Павла. Да и жизнь такая же горькая.

Может, она и со вкусом рябины, но точно прожита не зря. Ведь благодаря таким бессребреницам, как она сама говорит, «идиоткам» и встала с колен наша страна.




Уважаемые сотрудники издательства «Учитель»

Благодарим Вас за издание методического пособия «Инновационные процессы в современном дошкольном образовании. Развитие интеллектуального потенциала и детской одаренности», авторами которого являются педагоги нашего дошкольного учреждения. Кроме этих разработок педагогическим коллективом созданы методические и практические материалы по следующим темам:


  • Комплексный проект «Здоровый дошкольник» Создание здоровьесберегающего пространства «Детский сад – семья».
  • Комплексный проект «Моя родина – Алтайский край» Воспитание эколого-краеведческой культуры детей дошкольного возраста».
  • Деятельность методической службы в инновационном режиме.
  • Программа деятельности ДОУ по здоровьесбрежению детей дошкольного возраста «12 шагов к здоровью ребенка».

С уважением педагоги МБДОУ «Детский сад №78» г. Барнаул, Алтайский край.